Все пианисты. История фортепиано - Развитие строительства фортепиано в XVIII веке

Развитие строительства фортепиано в XVIII веке

Среди тех инструментальных мастеров XVIII века, которым в Германии долго приписывали честь изобретения молоточкового фортепиано, прежде всего надлежит упомянуть органного, клавесинного и клавикордного мастера Готтфрида Зильбермана (1683-1753). Живя некоторое время в Дрездене, он освоил искусство построения молоточковых фортепиано. Неизвестно, был ли он в то время знаком с механизмом Шрётера, известно лишь, что он был другом придворного поэта Кёнига, который опубликовал в Гамбурге в 1725 году перевод статьи Маффеи об изобретении Бартоломео Кристофори. Возможно, Кёниг познакомил его с конструкцией механизма Кристофори. Мы знаем, что первые инструменты Зильбермана были не вполне удачны: один из них в 1726 году представляли на отзыв И. С. Баху. Последний дал отрицательный отзыв из-за слабых дискантов и тяжелого туше. По-видимому, Зильберман или не понял еще тогда принцип механизма Кристофори, или же не проявил искусства и тщательности в его воспроизведении. Самолюбивый Зильберман, не привыкший терпеть порицаний, воспринял этот упрек как большую обиду. Обеспокоенный этой неудачей, он в течение нескольких лет не сделал ни одного инструмента. Однако критическое замечание Баха заставило его призадуматься над улучшением нового инструмента, и устранением указанных недостатков. Вероятно, он работал после этого несколько лет над усовершенствованием фортепиано и не выпустил за этот период ни одного молоточкового инструмента. Только с 1735 года Зильберман начал выпускать в продажу улучшенные фортепиано с механизмом, во многом сходным с конструкцией Кристофори. Эти усовершенствованные фортепиано оказались более удачными, и уже в 1746 году император Фридрих II приобрел у него для своего двора три, а в следующем году еще три инструмента его работы. В 1747 году престарелый И. С. Бах посетил Фридриха II, играл в его дворце на зильбермановских фортепиано, которые на этот раз ему понравились. Ободренный этим отзывом Баха, Зильберман до конца своей жизни продолжал строить инструменты, впоследствии заслужившие также одобрение В. А. Моцарта.

Над дальнейшим усовершенствованием и распространением фортепиано позднее много работал один из племянников Г. Зильбермана - Иоганн Генрих (1727-1799), живший последние годы жизни в Страсбурге. Его инструменты были особенно популярны и любимы во Франции, в частности в Париже.

В то время, когда Зильберманы работали над усовершенствованием крыловидных фортепиано, один из их соотечественников, Христиан Эрнст Фредерици (1712-1779), построил в 1745 году вертикальный инструмент, названный пирамидальным фортепиано. По форме и расположению струн и механизма инструмент напоминал клавицитерий; он может считаться прототипом современного пианино.

Около 1758 года Фредерици создал удачную конструкцию четырехугольного столообразного фортепиано (с видоизмененным механизмом Шрётера), внешне похожего на существовавшие в то время клавикорды и вёрджинелы. Эти инструменты, названные изобретателем "Fortbien", получили вскоре быстрое распространение. Они заменили клавикорды и малые формы оперенных инструментов и на протяжении последующего столетия высоко ценились современниками. Возможно, что искажение названия "Fortbien" дало наименование "фортепиано", укоренившееся в русском быту и литературе.

Разразившаяся над Центральной Европой семилетняя война (1755-1762) нанесла сильный ущерб только что начавшей развиваться германской, в частности саксонской, фортепианной промышленности. Вероятно, в силу тяжелых экономических условий того времени многие инструментальные мастера второй половины XVIII века начали строить и продавать дешевые молоточковые фортепиано упрощенной конструкции и малого объема, напоминающие небольшие клавикорды. Во многих случаях они брали за основу и просто переделывали старые клавикорды, сохраняя их корпус, деку, струны и отчасти клавиатуру, ставя в них вместо тангентов молоточковый механизм самой примитивной конструкции.

Два подобных инструмента есть в московских коллекциях музыкальных инструментов (в музее Государственного академического Большого театра и в Центральном музее музыкальной культуры).

В устройстве механизмов первых фортепиано вскоре же выявились две системы: толкающая и подбрасывающая (Stoss и Prellmechanik), они различаются способом передачи движения от клавиш к молоточкам. Большей частью инструменты послевоенной эпохи весьма несовершенны и представляют заметный шаг назад по сравнению с достижениями Зильбермана и Фредерици. Как полагал немецкий инструментовед д-р Курт Закс, примитивный подбрасывающий механизм этих инструментов мог явиться прототипом позднейшей "венской" механики.

Механизм Киркмена

Производство первых фортепиано в Англии начинает быстро развиваться в первой половине XVIII века. Фирмой, начавшей изготовлять фортепиано, следует считать фабрику арпсихордов Джекоба Киркмена, основанную в 1720 году. Уже через несколько лет она начала выпускать, наряду с арпсихордами и вёрджинелами, первые английские фортепиано, в которых Киркмен употреблял механизм, сходный с механизмом Кристофори (из этого можно заключить, что статья Маффеи могла, вскоре после ее опубликования в Италии, попасть и в Англию).

Двенадцать лет спустя (1732) переселившийся в Англию швейцарец Буркарт Шуди основал в Лондоне фабрику фортепиано. Сначала он ввел в инструмент механизм Шрётера, однако вскоре значительно видоизменил последний и усовершенствовал под влиянием механизма Кристофори. Таким образом, пока на континенте Европы был временный застой и упадок производства нового инструмента, двумя фабриками в Лондоне были сделаны значительные успехи в освоении и усовершенствовании фортепиано.

Большое оживление в английском фортепианном строительстве началось с 1760 года. Один из работавших на фабрике Шуди немецких мастеров - Цумпе - организовал самостоятельное предприятие и стал строить фортепиано немецкой системы (можно с достаточной вероятностью считать, что до этого времени английские фабрики все же преимущественно занимались постройкой арпсихордов и что изготовляемые ими фортепиано, имевшие грубо сделанные и тяжелые в процессе игры механизмы, не пользовались большим успехом у публики. С появлением же немецких инструментов, обладавших легкими и подвижными механизмами, английское производство вынуждено было ввести у себя ряд реформ и улучшений. В последние десятилетия XVIII века за сравнительно короткий промежуток времени в Англии возникает ряд новых фабрик и вводятся значительные улучшения в конструкцию фортепиано. Так, в 1764 году появляется усовершенствование, сделанное работавшим в Лондоне голландским мастером Америкусом Бекерсом. В таком виде инструмент вскоре приобретает общее признание и проникает в Европу под названием "английского механизма").

В 1762 году на фабрику Шуди вступает искусный мастер Джон Бродвуд, к которому после смерти Шуди (1773) переходит фабрика. Она существует под фирмой Бродвуда и до настоящего времени.

Важное событие происходит в Лондоне в 1767 году: с первой публичной демонстрацией фортепиано выступает один из сыновей И. С. Баха - Иоганн Кристиан Бах,- живший в то время в Лондоне. Это позволило широкой публике узнать звуковые качества и возможности нового инструмента и показало, что фортепиано может обладать достаточной мощностью для заполнения звуком даже больших аудиторий. Интерес к новому инструменту после концерта И. К. Баха со стороны публики и музыкантов сильно повысился, что косвенно повлияло на введение в него необходимых улучшений и усовершенствований. С этого момента новый инструмент получил публичное признание и широкие права гражданства. Им начали заниматься больше, чем это было до сих пор, когда в музыкальном быту господствовали клавесин и клавикорд. Публичная демонстрация фортепиано бросила вызов старым клавишным инструментам. Однако победа фортепиано над своими предшественниками далась ему не сразу и не легко. Прошло еще несколько десятилетий, прежде чем фортепиано вытеснило их и стало на долгие времена единственным струнным клавишным инструментом. Об этом будет сказано подробнее в дальнейших очерках.

Но вернемся к производству фортепиано в Англии. В том же 1767 году в Лондоне основывается (не как последствие ли выступлений И. К. Баха?) фортепианная фабрика Лонгмен и Бродрип, в 1776 - фабрика Стодарта, а в следующем году - фабрика Роберта Уорнума. Все они быстро расширяют свое производстве и к концу XVIII века годовой тираж инструментов на них достигает громадной цифры.

Стодарт значительно совершенствует механизм системы Бекерса и берет патент на новую конструкцию (1777). На рисунке показано устройство механизма.

Механизм Бекерса-Стодарта

Как же работает этот механизм? Задний конец клавиши (1) несет на себе толкающий рычаг особой формы (3), называемый также шпилером. Последний своим верхним концом входит в вырез основания (шультер) молоточка (5), а нижним прикрепляется к задней части клавиши и качается в вырезе клавиши на оси. При нажатии клавиши, шпилер подталкивает молоток, но при этом встречает сопротивление освобождающей кнопки (7), которая, постепенно отклоняя наклонную плоскость шпилера, заставляет его верхушку выйти из углубления в шультере. Освобождение молотка происходит почти в тот момент, когда его головка доходит до струны, и он, по инерции ударив последнюю, тотчас же отпадает и ложится на захват (8), не дающий ему возможности снова подпрыгнуть и произвести повторный удар по струне. При снятии пальца с клавиши шпилер (3) действием пружинки (4) возвращается на место, а молоток, освобожденный от захвата (фенгера), ложится своим стержнем на мягкую подушку на балке - рулейстик (10). Задний конец клавиши снабжен мягкой подушкой для приподнимания рычага глушителя, или демпфера, лежащего на струне.

Существенное усовершенствование механизма Кристофори допускает точную регулировку удара и репетиции в английском механизме. Поэтому он нашел широкое применение и до недавнего времени использовался в недорогих и небольших роялях, отличавшихся простотой конструкции, небольшими габаритами, сравнительной дешевизной изготовления и хорошей выносливостью.

По-видимому, Англия была также первой страной, где применили к фортепиано педали в их современном виде и действии. Около 1770 года они вошли здесь во всеобщее употребление. До этого демпферная система управлялась передвиганием особой рукоятки, как это можно видеть на одном маленьком столообразном фортепиано, находящемся в музее "Останкино" в Москве. Еще раньше (около 1766 года) Вирбес применил для управления ими более удобные коленные рычаги, наподобие тех, которые имеются у современных гармониумов.

Хотя отдельные попытки введения педальных рычагов делались в то время во многих странах, первое систематическое применение двух современных педалей (пиано- и форте-педалей) было сделано в 1783 году Бродвудом. Пиано-педаль Бродвуд патентовал в 1782 году. Двумя годами раньше Адам Бейер изобрел конструкцию правой педали. Одновременно с Бродвудом педальное устройство стали применять И. Г. Вагнер в Дрездене и С. Эрар в Париже.

Здесь уместно напомнить, что рукоятки для сдвигания механизма в сторону ввел Кристофори в свой инструмент 1726 года. Этот принцип был использован впоследствии Бродвудом и венским фортепианным фабрикантом Штейном (1789).

Несколькими годами позже (1794) Вильям Соутуэлл изобрел современную систему, названную впоследствии "ирландской", и форму демпферных рычагов и впервые применил их в английских фортепиано.

Раз мы заговорили о демпферах - глушителях струн,- то следует сказать о них несколько подробнее. Мы видели, что уже в механизмах Кристофори и Шрётера были применены такие приспособления, устроенные и действовавшие по-разному. Представляя в настоящее время обязательные части механизма фортепиано, они вошли во всеобщее и обязательное употребление только около 1770 года. До этого времени многие из малых и примитивных фортепиано были лишены этих необходимых для устранения излишнего гула приспособлений; они стали положительно необходимыми в более совершенных инструментах конца XVIII века и позднее, с их более мощными и продолжительными звуками в нижнем и среднем регистрах.

Развитие демпферного механизма пошло по трем направлениям, в результате чего было создано три типа глушителей. Первая система, изобретенная Соутуэллом, применялась сначала исключительно в Англии, а затем почти во всех странах. Она имеет глушители в виде насаженных на проволочные стерженьки тяжелых головок, снабженных на нижних плоских сторонах мягкими войлочными подушечками, которые в состоянии покоя лежат на струнах. Отходящие от головок стерженьки проходят вниз между хорами струн к рычажкам "контрклавиатуры", которые приподнимаются задними концами клавиш, при нажатии последних, отводя головки от струн. Для ограничения подъема глушителей сперва помещали над ними во всю ширину инструмента поперечную планку с мягкой обивкой, подобно тому, как это делалось в клавесинах и спинетах над стерженьками с перышками. Позднее эту планку стали помещать под струнами, непосредственно над рычажками контрклавиатуры.

Вторая конструкция, введенная в начале XIX века Себастьеном Эраром и употреблявшаяся преимущественно во Франции (потому называемая французской системой), имела глушители под струнами рояля, к которым они прижимались пружинками. При игре соответствующие глушители отводились клавишами книзу. Эта система в настоящее время почти совершенно вышла из употребления, как более сложная и неудобная. Ее существенным недостатком является быстрое загрязнение демпферных подушечек пылью, а также то, что нижние заглушающие подушки и относящиеся к ним части отнимают место, необходимое для помещения других важных деталей механизма.

Третья система распространилась вначале в Германии и Австрии (так называемая немецкая). Конструкция ее состояла из идущей во всю ширину инструмента над струнами консольно-коробчатой балки, к которой на шарнирах или полосках пергамента были прикреплены небольшие планочки с мягкими подушечками на их свободных концах, лежащих на струнах и служивших демпферами. При игре эти планочки подталкивались снизу особыми стерженьками, отходившими от задних концов клавиш. Эта система вначале широко применялась, а впоследствии была почти совершенно забыта. Ее вытеснила более простая, удобная и надежная ирландская конструкция.

Три системы демпферов

Приводим схемы устройства трех систем глушителей.

А - венская консольная система, Б - система Эрара с нижними демпферами, В - ирландская система.

Итак, во второй половине XVIII века Англия постепенно создала свой специфический тип фортепиано, совершенствуя столообразную разновидность и выпуская также некоторое количество больших инструментов крылообразной формы, очень прочных и тяжеловесных, с выносливыми, но несколько трудными в игре механизмами. В тот же период в Германии и Австрии развитие фортепианного строительства протекало иными путями и дало в результате другие типы и формы инструментов.

Известным фортепианным мастером после зильбермановской эпохи был Иоганн Андреас Штейн (1728-1792). Работая некоторое время учеником в мастерской Зильбермана, он освоил искусство постройки фортепиано. Переехав впоследствии в Аугсбург, он начал строить инструменты самостоятельно. Штейн значительно усовершенствовал механизм, применявшийся Зильберманом. Он использовал принцип подбрасывания молотка и придал всему устройству своеобразный характер.

Как же устроен и действует этот механизм?

Механизм Штейна

Мы видим, что задний конец клавиши (1) несет на себе металлическую вилку (2), называемую капсулой. На оси в капсуле вращается молоток (З). Стержень молотка имеет на своем коротком плече крючковидный отросток, входящий в зазубрину освободителя (4). При нажатии на клавишу, крючковидный отросток молотка, зацепляясь за зазубрину освободителя заставляет длинное плечо молотка с головкой подскакивать вверх к струне. Весь механизм отрегулирован таким образом, что клювик короткого плеча молотка выскакивает из зазубрины освободителя в тот момент, когда головка молотка касается струны. После этого молоток падает вниз, давая струне возможность колебаться и звучать. Таким образом, "подбрасывающий" механизм Штейна весьма существенно отличался от "толкающего" английского. Его особенностями были простота устройства и очень легкая игра по сравнению с более тяжелым английским механизмом. Однако он обладал худшей репетицией и меньшей прочностью и долговечностью.

Кроме оригинальной системы механизма, Штейн сделал еще много других изобретений и усовершенствований в области фортепианного строительства. Например, построил (1758) двойной рояль ("vis-a-vis"), представлявший комбинацию столообразного фортепиано и рояля в одном корпусе (оба входившие в этот инструмент фортепиано имели свои независимые струны, механизмы и резонансные деки); сконструировал (1770) так называемую "мелодику" (маленький рояль с флейтовым регистром), а также "струнную гармонику" (рояль с треххорными струнами, по которым молотки ударяли лишь при обычной игре; при переводе регистра механизм сдвигался в сторону и молотки ударяли по одной струне, что придавало звукам своеобразный тембр, сходный с тембром спинета, потому третья струна называлась "спинетом", эти инструменты одно время очень ценились).

Дело Штейна продолжали его дети: Андрей и Нанетта. Сын основал в Вене фортепианную фабрику. Дочь была весьма искусным фортепианным мастером; в 1794 году она вышла замуж за Андрея Штрейхера (1761- 1833), имевшего фортепианную фабрику в Вене. Инструменты фабрики Штрейхера, которую он впоследствии передал своему сыну, отличались высокими качествами и очень ценились современниками.

На протяжении многих десятилетий (примерно до 1820 года) венские строители фортепиано употребляли почти без изменения конструкцию механизма А. Штейна и А. Штрейхера. Последний несколько усовершенствовал механизм и ввел улучшения в устройство капсулы и механизма освобождения молотка. В усовершенствованном виде "немецкий", или "венский" механизм, изображенный на схеме, существовал почти до начала текущего столетия.

Механизм Штрейхера

Здесь, так же как в первоначальной системе Штейна, мы видим задний конец клавиши (1), с ввинченной в него капсулой (2) и укрепленным в ней молотком (3). Основание молотка имеет отходящий вверх отросток (4), в котором укреплена регулируемая на винте освобождающая кнопка (8). Последняя была изобретена И. Г. Вагнером (Дрезден, 1783). Она служит для того, чтобы во время подскакивают молотка к струне точно и в определенной точке его движения отталкивать освободитель (5) и давать молотку возможность отпадать от струны. Пружинка (6) возвращает освободитель на место, а упор с мягкой прокладкой (12) ограничивает его движение. Для торможения молотка после обратного падения используется фенгер (9).

Строительство фортепиано в XVIII веке во Франции едва начинало развиваться. Отцом французской фортепианной промышленности следует считать эльзасца Себастьена Эрара, родом из Страсбурга (1752-1831). Судьба его не совсем обычна: оставшись сиротой, 16-летний юноша приехал в Париж и поступил в обучение к музыкально-инструментальному мастеру. Он быстро освоил дело производства клавесинов и уже в том же году (1768) изобрел "clavecin mechanique", снабженный двумя резонансными деками и двумя хорами струн, из которых один укорачивался наполовину, давая октавный обертон основного звука. Мастер, увидя, что молодой эльзасец превзошел его в искусстве постройки инструментов, через год выгнал его из мастерской. Войдя вскоре в компанию со своим братом Жаном Батистом, Себастьен Эрар с 1776 года начал строить прямоугольные фортепиано старого образца и так называемые "организованные фортепиано" (piano organise), представлявшие соединение фортепиано с небольшим позитивом (маленьким органом).

После французской революции 1789 года Себастьен Эрар, изгнанный постановлением Конвента из Парижа, переехал в Лондон, где основал свою вторую фортепианную фабрику (там же он в 1811 году изобрел арфу с двойными педалями, принесшую ему мировую славу и получившую применение в симфонических оркестрах всего мира). В 1796 году он получил возможность вернуться во Францию и продолжил развитие своего дела, возобновив производство фортепиано сначала по английскому образцу, а позднее введя в него ряд существенных улучшений и усовершенствований.

Клавиатура фортепиано в течение XVIII века претерпела некоторую эволюцию формы, размеров и расцветки ее клавиш. В этом отношении фортепиано прошло изменения параллельно с существовавшими вместе с ним клавикордами и оперенными клавирами, приняв к началу XIX века почти нормальные современные размеры и современную окраску и отделку клавиш.

Звуковой объем фортепиано на протяжении XVIII века понемногу расширялся. Если первые инструменты Кристофори имели 4 и 4,5 октавы, то уже Фредерици увеличил его почти до 5 октав (от фа контроктавы до до третьей). В 1770-е годы общеупотребителен был объем в полные пять октав, который и удержался, за малыми исключениями, вплоть до конца XVIII столетия.