Когда историк искажает историю

Изучая специальную историческую и теоретическую литературу о фортепиано, нам пришлось встретиться с искажениями исторической действительности в таких сочинениях, которые, казалось бы, должны претендовать на серьезность и тщательность изложения фактов. По-видимому, создавшиеся в первые времена вокруг изобретения фортепиано толки и мнения, распространившиеся по Германии, странно повлияли на некоторых авторов, описывавших происхождение этого инструмента.

Перед нами солидная книга немецкого историка и теоретика Оскара Пауля - "История клавира", изданная в Лейпциге в 1868 году. Это первое обстоятельное исследование, описывая историю изобретения молоточкового механизма, говорит почти исключительно об изобретении Шрётера. О механизме Кристофали (Пауль почему-то искажает фамилию) имеется только краткое упоминание в конце главы. О Мариусе в книге Пауля вообще ничего не сказано.

Оскар Пауль не одинок. Столь же неточно излагают историю изобретения фортепиано и некоторые другие немецкие авторы. Так например, Вальтер Ниман, автор нескольких книг в области истории клавирного искусства и литературы, в "Истории фортепиано" пишет, что "почти везде в Германии считают изобретателем молоточкового механизма Кристофа Готлиба Шрётера" и обстоятельно говорит о нем на протяжении шести страниц. После этого он посвящает Кристофори четыре страницы, а Мариусу всего лишь несколько строк.

Наконец, д-р Людвиг Риман в книге "Сущность фортепианного звука" (Лейпциг, 1911) пишет, что "изобретателем молоточкового механизма считается органист Кристоф Готлиб Шрётер из Нордгаузена, который приблизительно в 1717 году сконструировал модель молоточкового механизма в самом примитивном виде". О Кристофори и Мариусе он не говорит ничего. Ознакомившись с такими "источниками", читатель, естественно, может получить совершенно превратное представление об истории возникновения фортепиано. Эти немецкие ученые выставляют на первый план последнее по порядку и времени изобретение Шрётера, о самом же первом и притом наиболее целесообразно разработанном изобретении говорится или очень мало, или вообще ничего.

Тенденции, направленные к чрезмерному возвеличению немецкого духа и культуры, приводят здесь к очевидным недоразумениям и неточностям. Историческая картина искажается. И только тщательное собирание источников и основательная их проверка и сопоставление позволили установить наиболее правильную историческую последовательность и выявить картину возникновения каждого великого изобретения, к числу которых относится и интересующий нас вопрос - как, кем и когда был создан тот прекрасный музыкальный инструмент, который получил такое большое значение в современной музыкальной жизни и культуре.