Димитриос ЗГУРОС

ЗГУРОС Димитриос (р. 1969)

Есть все основания полагать, что эпоха вундеркиндов, казалось бы, навсегда ушедшая в прошлое, в последней четверти нашего века вернулась к нам своей второй волной. Об этом свидетельствуют имена юных советских скрипачей и пианистов, прогремевшие на весь мир, да и успехи их зарубежных сверстников. Среди них - греческий пианист Димитриос Згурос. Сейчас еще рано делать выводы о том, в какую величину вырастет он к поре зрелости, но и то положение, которое он уже успел занять заслуживает пристального внимания. Тем более, что Згурос, пожалуй, более типичный вундеркинд, чем иные его сверстники: его игра поражает слушателей прежде всего своей спонтанностью, юношеским напором, мощью. В этом он уже сейчас "не мальчик, но муж", чего не скажешь о глубине и проникновенности интерпретаций, о тонкости деталей, пока что ему не очень доступных.

"Его игре сопутствует такая страстность, что, кажется, он вот-вот разобьет инструмент на кусочки,- отмечал один из польских критиков, услышав Згуроса в Мериленде (США) еще несколько лет назад.- Он напоминает воина на поле боя, который с остервенением сеет вокруг себя опустошение. При такой самозабвенности трудно объективно слушать собственную игру и контролировать точность удара по клавишам. Отсюда - резкий звук, масса фальшивых нот, патетические рубато... Очевидны - феноменальная память молодого грека, скорость, с которой он учит новые для себя сочинения, любовь, с которой он относится к музыке Рахманинова и Листа. Трудно, однако, отделаться от ощущения, что все это - шум, замешанный на произведении, пусть даже шум, вдохновленный любовью к музыке. Одно ясно: хотелось бы послушать Згуроса лет через десять".

Желание закономерное, но заметим, и те, кто (подобно авторам этих строк) слушал греческого юношу через 2-3 года после его выступления в Мериленде, едва ли могут согласиться со столь негативной характеристикой. Стихийная мощь его дарования в интерпретации романтической музыки производит сильное впечатление; вспоминается безоглядная виртуозность молодого Лазаря Бермана. Аналогия не случайна: хотя Згурос и вундеркинд, он вовсе не самоучка и не гениальный недоросль. Уроженец Пирея, мальчик в юные годы проявлял большие склонности к точным наукам чем к музыке. Лишь когда его, семилетнего, повели к опытному педагогу, чтобы выяснить, стоит ли начинать занятия музыкой, тот неожиданно открыл в мальчике выдающиеся данные. А затем уже его талант начал развиваться стремительно: все, в том числе и гармония, и теория, давалось ему без труда. Через год Димитриос впервые выступил публично в Пирее, где сыграл, в числе прочего, несколько своих пьесок. В 1979 году он с успехом играл в Софии перед участниками молодежной ассамблеи "Знамя мира". А уже в 1981 году стал прямо-таки национальным героем, дав в Афинах концерт перед пятью тысячами слушателей, весь сбор от которого пожертвовал в пользу пострадавших от землетрясения.

К 14-ти годам Згурос окончил Королевскую музыкальную академию в Лондоне, еще будучи студентом начал довольно бурную концертную деятельность. После успешного дебюта в "Карнеги-холле" он быстро снискал мировую известность. Критик английской газеты "Дейли миррор", склонной к сенсациям, назвал его тогда "самым большим чудом музыки со времен Моцарта". При всем очевидном преувеличении оценка эта была не совсем безосновательной: к тому времени в репертуаре юноши уже было более 40 фортепианных концертов, десятки сонат и циклов, бесчисленное множество миниатюр всех эпох и стилей - от Скарлатти и Моцарта до Рахманинова и Прокофьева. В середине 80-х годов артист записал свои первые пластинки - сочинения Шумана, Брамса, Листа, Рахманинова. Правда, и на этих записях, как довольно единодушно отмечала критика, процент художественности уступал проценту "спортивности". Не без ехидства обозреватель журнала "Шпигель" замечал, что "его концерты - все еще фортепианные гонки по формуле - 1". Впрочем, у Згуроса впереди достаточно времени, чтобы изменить представление о себе любых критиков, а публика и сегодня принимает его восторженно...

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!