ЗЕТЕЛЬ Исаак Зусманович (р. 6. XII 1925)

засл. деят. иск. РСФСР (1977)

Пожалуй, мало кто из наших концертирующих пианистов получил столь разностороннюю музыкальную подготовку. Студенческая пора началась для Зетеля в Свердловске, где он занимался у Г. Г. Нейгауза. В 1948 году он окончил по классу своего профессора Московскую консерваторию и у него же совершенствовался в аспирантуре. А одновременно молодой музыкант успел получить диплом хорового дирижера и, наконец, завершить аспирантуру Московской консерватории по эстетике.

Дальнейшая творческая деятельность Зетеля отличается не меньшей насыщенностью. Вернувшись в родные края, он в 1951 году приступил к преподаванию в Уральской консерватории, с 1974 года заведует здесь кафедрой, с 1977 - носит звание профессора. А кроме того, в 1970 году он нашел время, чтобы защитить кандидатскую диссертацию на тему "Н. К. Метнер - фортепианное творчество, исполнительство, педагогика". На протяжении всех этих лет Зетель постоянно выступает в печати с публицистическими статьями и рецензиями, ведет просветительские беседы по радио и телевидению.

Несмотря на такую занятость, значительное внимание уделяет артист и концертным выступлениям. Он регулярно играет в Свердловске, гастролирует по стране, с его искусством знакомы и московские слушатели. Именно в его исполнении впервые прозвучали на Урале многие произведения классической и современной музыки, в том числе Второй концерт Брамса, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, Первый концерт Метнера. В сольных программах пианиста - разнообразные пьесы Шопена, Листа, Брамса, Рахманинова, Скрябина, Метнера. Немало содержательных ансамблевых вечеров провел он совместно с виолончелистом Г. Цомыком.

Наивысшие достижения музыканта связаны с творчеством Бетховена и в первую очередь с интерпретацией всех 32 сонат великого композитора. Его бетховенские клавирабенды в Москве и других городах, как правило, привлекают внимание слушательской аудитории. Рецензируя один из таких концертов, А. Муравлев отмечал: "Пианист проявил себя зрелым мастером, у которого интеллектуальное начало гармонически сочетается с эмоциональным, волевой импульс и самоконтроль - с непосредственным переживанием на эстраде. Имея ясный и стройный исполнительский замысел и в то же время чутко реагируя на каждую, сколько-нибудь существенную деталь, он сумел всю музыкальную ткань наполнить живым конкретным содержанием. Особенно следует отметить верное и естественное интонирование бетховенской мелодики, вскрывающее ее вокально-речевую сущность, ее внутренний образный смысл".

И еще об одной стороне концертного репертуара Зетеля. Он давно зарекомендовал себя активным пропагандистом музыки уральских композиторов. В частности, ему довелось познакомить слушателей с фортепианными концертами Б. Гибалина, О. Моралева, Н. Пузея.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!