ЦЕХЛИН Дитер (р. 30. Х 1926)

Обстоятельства, которые сопутствовали первой встрече пианиста с советскими слушателями, кажутся ныне символическими. В конце ноября 1953 года Цехлин выступил на эстраде Концертного зала имени Чайковского, приняв участие в торжественном вечере, посвященном дружбе между СССР и ГДР. Этот вечер положил начало и его собственной дружбе с нашей аудиторией: вот уже почти три десятилетия он регулярно гастролирует в нашей стране, побывал в десятках городов, выступал с лучшими дирижерами и оркестрами. И публика, и критика давно оценили его как артиста большой культуры и высокого мастерства, умело пользующегося всеми красками фортепианной палитры. "Цехлин - один из видных представителей послевоенного поколения немецких пианистов,- писал в 1970 году журнал „Советская музыка".- В манере его привлекают серьезный подход к музыкальному материалу и основательный профессионализм. В наше время, когда общий уровень технического мастерства возрастает буквально с каждым десятилетием, уже никого не удивишь виртуозным владением инструментом, однако пианизм Цехлина - если подразумевать под этим термином техническое мастерство в узком смысле слова - весьма внушителен. Артист свободно владеет различными видами фортепианной техники, и никакие, если так можно выразиться, „материальные" затруднения не могут помешать ему в реализации исполнительских концепций. Артисту... свойственно тяготение к романтической манере начала века, но, так сказать, на „современной основе"".

В сущности, таким был Цехлин и в свой первый приезд в СССР, и в этом плане его облик мало изменился. Оно и не удивительно: уже к середине 50-х годов перед нами выступил весьма опытный и достаточно "определившийся" художник. Основы его музыкального развития были заложены в гимназические годы профессором О. Вайнрайхом в Лейпциге и затем развиты Ф. Юнгом в Эрфурте. Сразу же после окончания войны Цехлин поступил здесь в консерваторию, год изучал игру на фортепиано и дирижирование под руководством Ф. Юнга, и композицию у И. Чиленсека. Год спустя он переехал в Веймар, стал заниматься в местной консерватории у пианиста К. Вайсса и полностью посвятил себя фортепиано. Студент профессора К. Вайсса делал быстрые и заметные успехи: в 1948 году он был отмечен городской премией, в 1949 году - Листовской премией города Веймара. К этому времени он стал уже и сам доцентом Тюрингской консерватории в Эрфурте.

1950 год стал важной вехой в его артистической биографии. На Международном баховском конкурсе в Лейпциге Цехлин был удостоен специальной премии, в том же 1950 году впервые выступил за пределами Тюрингии, сыграв в Дрездене один из концертов Моцарта. Так началась его концертная деятельность, успешно совмещаемая с педагогической: в 1951 году ему доверили фортепианный класс во вновь открытой Немецкой консерватории в Берлине (позднее переименованной в Высшую музыкальную школу), в 1958 году он был удостоен звания профессора, а затем возглавил это учебное заведение в качестве ректора (1971-1982).

Уже в 50-е годы сложился облик Цехлина как артиста романтического склада, которому особенно близки произведения немецких композиторов XIX века. В его программах - множество творений Шумана, Шуберта, Брамса, интерпретируя которые пианист демонстрирует не только эмоциональный подъем и одухотворенность, но и логику развития мысли, чувство формы. Один из советских критиков назвал его исполнительскую манеру "здоровым и земным романтизмом", подчеркивая тем самым именно четкость замыслов и определенность художественных решений артиста.

Вместе с тем репертуарный диапазон Цехлина вовсе не ограничен немецкой романтической музыкой. Одним из краеугольных камней его репертуара является Бах - и недаром однажды он даже начал свой шумановский клавирабенд... Партитой Баха, как бы подчеркивая тем самым почвенную связь немецкой романтики с классикой. Отсюда он как бы перекидывает мостик к Регеру, с редкой элегантностью и вкусом исполняя его ясную и чисто графичную в своем неоклассицизме музыку. К числу лучших работ артиста принадлежат записи регеровских Вариаций и фуги на тему И. С. Баха и пьес из цикла "Мечты у камина".

Как и всякий немецкий пианист, Цехлин постоянно обращается к неиссякаемому наследию Бетховена. В 1970 году, отмечая 200-летие со дня рождения композитора, он записал полное собрание бетховенских сонат, в разные годы выходили пластинки с записями всех концертов (с дирижерами X. Бонгарцем, К. Зандерлингом, Ф. Конвичным и другими). И тут он выступает как мастер, проявляет высокую исполнительскую культуру и вкус, но все же подчас его интерпретациям недостает масштабности, эмоциональной напряженности и динамической силы, без которых музыка Бетховена заметно проигрывает.

Представление о возможностях Цехлина будет неполным, если не вспомнить, что в его программах регулярно встречаются сочинения Шопена и Франка, Бартока и Шостаковича, музыка многих современных авторов. Особенно много сделал он для пропаганды творчества композиторов ГДР: в разные годы был первым исполнителем фортепианных концертов И. Чиленсека, Э.-Г. Майера, Г. Кохана, дал жизнь на эстраде многим пьесам А. Азриеля, Л. Шписа, П. Дессау и других. Кроме того, Цехлин - отличный ансамблист. С его участием записаны камерные ансамбли Брамса, Дворжака, Шуберта, X. Эйслера, Ф. Финке, он не раз выступал совместно с выдающимися инструменталистами наших дней, в том числе с виолончелистами Д. Шафраном и П. Тортелье. Разносторонняя деятельность музыканта получила высокую оценку на его родине. Среди многих наград и почетных званий, которых удостоен Дитер Цехлин, - Премия культуры ГДР (1959) и Национальная премия (1961), Премия Роберта Шумана (1966). В 1972-1979 гг. Цехлин - вице-президент Академии искусств в ГДР.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!