ВИНОГРАДОВА Ирина Диодоровна (р. 21. VII 1952)

С искусством пианистки знакомы любители музыки многих городов нашей страны. На протяжении последнего десятилетия Виноградова гастролирует весьма интенсивно. Концертный опыт пришел к ней еще в студенческую пору. В Московской консерватории она начала заниматься у Л. В. Рощиной, а окончила ее в 1977 году по классу Л. Н. Наумова; у него же она до 1979 года совершенствовалась в ассистентуре-стажировке. Приняв участие в пражском Международном конкурсе. Виноградова завоевала там третью премию (1973).

В художественном почерке пианистки и раньше и теперь на первом плане - романтические тенденции. Характерно, что и ее педагог еще в середине 70-х годов к лучшим достижениям своей ученицы относил интерпретацию "Крейслерианы" Шумана. Именно эмоциональность игры, порывистая непосредственность, импульсивность привлекают к ней симпатии слушателей. Так, говоря о ее интерпретации листовского "Мефисто-вальса", В. Пасхалов подчеркивал: "Пианистка, при всей своей технической оснащенности, не гонится за виртуозным блеском и феерическими темпами. Она, наоборот, старается снять фальшивый, бриллиантный налет с чудесной музыки, ищет и, разумеется, находит в ней емкие художественные образы. С тонким драматургическим чувством разворачивает она яркую эмоциональную картину, в которой оживают и саркастическая усмешка Мефистофеля, и упоительная истома любовных сцен, и, конечно, зажигательный танец, с неодолимой силой разрастающийся к финалу".

Соответственно строится и основной репертуар артистки. Она часто играет сочинения Шопена, Листа, Шумана, в последнее время тяготеет к Брамсу. Однако особое ее внимание приковано к наследию Скрябина. Чуть ли не в каждом ее клавирабенде представлена музыка этого композитора. Она органично чувствует стиль Скрябина, умело воссоздает фактурное богатство его фортепианной палитры. Звуковое мастерство пианистки проявляется и в трактовке пьес Дебюсси ("Остров радости" и др.).

В гастрольной афише пианистки представлены, разумеется, и концерты для фортепиано с оркестром. Здесь к числу ее ярких творческих завоеваний принадлежит исполнение Второго рахманиновского концерта. "Масштабность, волевое начало и одновременно романтическая приподнятость, интенсивность эмоционального излучения",- так характеризовал в данном случае игру пианистки дирижер Г. Проваторов. В орбиту внимания Ирины Виноградовой постоянно входит и советская музыка. Так, наряду с Прокофьевым (Первый концерт, сонаты, "Мимолетности") и Шостаковичем она исполняла пьесы С. Слонимского, В. Гаврилина и других авторов, а недавно обогатила свой репертуар Третьим концертом Т. Хренникова.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!