Все пианисты. История фортепиано - Виардо Владимир
Владимир ВИАРДО

ВИАРДО Владимир Владимирович (р. 14.XI 1949)

Некоторым критикам, да и слушателям юный Владимир Виардо своей взволнованной игрой, лирической проникновенностью и даже определенной долей сценической аффектации напомнил незабываемого Клиберна времен Первого конкурса имени Чайковского. И будто подтверждая эти ассоциации, питомец Московской консерватории (он окончил ее в 1974 году по классу Л. Н. Наумова) стал победителем Международного конкурса имени Вана Клиберна в Форт-Уорте (США, 1973). Этому успеху предшествовало участие еще в одном соревновании - конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо (1971). Парижане чрезвычайно тепло принимали выступления обладателя третьей премии. "В сольной программе,- говорил тогда Я. В. Флиер,- раскрылись наиболее яркие черты его дарования - сосредоточенная углубленность, лиризм, тонкость, даже рафинированность интерпретации,-что принесло ему особые симпатии французской публики".

Рецензент журнала "Музыкальная жизнь" отнес Виардо к числу артистов, одаренных счастливым умением как-то легко и непринужденно завоевывать слушателей. И действительно, концерты пианиста, как правило, вызывают значительный интерес аудитории.

Что сказать о репертуаре артиста? Иные критики обращали внимание на тяготение пианиста к музыке, в которой присутствует реальная или скрытая программность, связывая этот факт с особенностями "режиссерского мышления" исполнителя. Да, к несомненным достижениям пианиста принадлежит интерпретация, скажем, "Карнавала" Шумана, "Картинок с выставки" Мусоргского, Прелюдий Дебюсси или пьес французского композитора О. Мессиана. Вместе с тем репертуарная амплитуда концертанта простирается практически во все сферы фортепианной литературы от Баха и Бетховена до Прокофьева и Шостаковича. Ему, лирику, разумеется, близки многие страницы Шопена и Листа, Чайковского и Рахманинова; он тонко воссоздает колористическую звукопись Равеля и образную рельефность пьес Р. Щедрина. В то же время Виардо хорошо чувствует "нерв" современной музыки. Об этом позволяет судить и тот факт, что на обоих конкурсах пианист получил специальные призы за исполнение произведений композиторов XX столетия - Ж. Грюненвальда в Париже и А. Копленда в Форт-Уорте. В последние годы пианист уделяет особое внимание камерно-ансамблевому музицированию. С разными партнерами исполнял он сочинения Брамса, Франка, Шостаковича, Мессиана и других композиторов.

Подобная разносторонность творческого склада отражается и на интерпретаторских принципах музыканта, которые, по-видимому, находятся еще в процессе становления. Это обстоятельство вызывает неоднозначные, а порой и разноречивые характеристики артистического почерка Виардо. "Его игра,- пишет в „Советской музыке" Г. Цыпин,- поднимается над повседневным и ординарным, в ней яркость, и опаляющая эмоциональность, и романтическая взволнованность тона... Виардо-исполнитель превосходно слышит себя - дар редкий и завидный! - у него приятно и разнообразно по краскам звучит рояль".

Высоко оценивая, таким образом, творческий потенциал пианиста, критик в то же время упрекает его в некоторой поверхностности, отсутствии углубленного интеллектуализма. Ему возражает Л. Н. Наумов, которому, наверное, хорошо знаком внутренний мир его воспитанника: "В. Виардо - музыкант, не только обладающий своим почерком, богатой творческой фантазией, но и глубоко интеллектуальный".

Да и в концертном обзоре 1986 года, где речь идет о программе из произведений Шуберта и Мессиана, можно было познакомиться с таким "диалектичным" мнением: "По теплоте, какой-то ностальгичности чувства, по нежности красок в сфере dolce мало кто может сегодня конкурировать с пианистом. В. Виардо достигает порой редкостной красоты в звучании рояля. Однако это ценнейшее качество, увлекая любого слушателя, в то же самое время как бы и отвлекает его от иных сторон музыки". Тут же, правда, добавляется, что в рецензируемом концерте указанного противоречия не ощущалось.

Как явление живое и своеобразное, искусство Владимира Виардо рождает немало споров. Но главное заключается в том, что оно, это искусство, завоевало признание слушателей, что оно несет любителям музыки яркие и волнующие впечатления.

С 1988 года Виардо постоянно жил в Далласе и Нью-Йорке, активно концертировал и одновременно преподавал в Техасском университете и Далласской Международной музыкальной академии. Его мастер-классы с огромным успехом проходят в престижных учебных заведениях. Владимира Виардо включили в список выдающихся профессоров по фортепиано в США.

В 1997 году Виардо приезжает в Москву и возобновляет преподавательскую деятельность в Московской консерватории им. Чайковского в должности профессора. В сезонах 1999-2001 годов он давал концерты в Германии, Франции, Португалии, России, Бразилии, Польше, Канаде и США. Имеет широкий концертный репертуар, исполняет десятки фортепианных концертов с оркестром и сольных монографических программ, приглашается к работе в жюри международных конкурсов, дирижирует.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!