ВЕДЕРНИКОВ Анатолий Иванович (р. 3.V 1920 - 1993)

засл. арт. РСФСР (1983)

Этого артиста нередко называют музыкантом-просветителем. И по праву. Просматривая программы его концертов, нетрудно выделить определенную закономерность: чуть ли не в каждой из них была новинка - либо премьера, либо возобновление незаслуженно забытого сочинения. Скажем, систематически обращаясь к С. Прокофьеву, пианист играет и те произведения, которые сравнительно редко появляются на концертной эстраде, например, пьесы "Мысли", Четвертый концерт (впервые в нашей стране), собственное переложение Скерцо из Пятой симфонии. Если вспомнить о премьерах советской фортепианной литературы, то здесь можно назвать сонаты Г. Уствольской, Н. Сидельникова, "Семь концертных пьес" Г. Свиридова, "Венгерский альбом" Г. Фрида. "Анатолий Ведерников,- подчеркивает Л. Полякова,- вдумчивый исполнитель, любящий советскую музыку и умеющий вжиться в мир ее образов". Именно Ведерников познакомил нашу аудиторию и со многими образцами зарубежной музыки XX века - различными произведениями П. Хиндемита, А. Шёнберга, Б. Бартока, К. Шимановского. Б. Мартину, П. Владигерова. В классической сфере преимущественное внимание артиста привлекают, пожалуй, произведения Баха, Моцарта, Шумана, Дебюсси. К лучшим достижениям пианиста принадлежит истолкование баховской музыки. В рецензии журнала "Музыкальная жизнь" говорится: "Анатолий Ведерников смело расширяет темброво-динамическнй арсенал фортепиано, приближаясь то к ровно звенящему звучанию клавесина, то к многокрасочности органа, вмещающей и тончайшее пианиссимо, и могучее форте... его игре присущи строгий вкус, отсутствие расчета на какую-либо внешнюю эффектность... интерпретация Ведерникова подчеркивает мудрую просветленность музыки Баха и строгость ее стиля". В то же время он нарочито редко играет "обычные" опусы Шопена, Листа, Рахманинова. Таков склад его таланта.

"Одаренный музыкант Анатолий Ведерников обладает ярким и своеобразным исполнительским мастерством, превосходно владеет инструментом,- писал Н. Пейко.- Программы его концертов, выдержанные по стилю, свидетельствуют о строгом вкусе. Цель их - не показ технических достижений исполнителя, а ознакомление слушателей с произведениями, сравнительно редко исполняемыми на нашей концертной эстраде".

Конечно, не только познавательными моментами привлекают концерты Ведерникова. В его игре, по словам критика Ю. Оленева, "органично соединяются логичность, завершенность и даже некоторая рациональность художественных замыслов с редким звуковым мастерством, большой пианистической свободой, универсальной техникой и безупречным вкусом". К этому следует прибавить отличные ансамблевые качества пианиста. Многие помнят совместные выступления Ведерникова и Рихтера, когда они на двух роялях исполняли произведения Баха, Шопена, Рахманинова, Дебюсси и Бартока. (Ведерников, как и Рихтер, учился в Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза и окончил ее в 1943 году). Позднее в дуэте с певицей В. Ивановой Ведерников выступал с баховской программой. В репертуаре артиста более двух десятков фортепианных концертов.

Около 20 лет продолжалась педагогическая работа пианиста в Институте имени Гнесиных, затем в Московской консерватории.

Умер Анатолий Ведерников в 1993 году в Москве.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!