Все пианисты. История фортепиано - Вашари Тамаш
Тамаш ВАШАРИ

ВАШАРИ Тамаш (р. 11.VII 1933)

В плеяде пианистов поколения 30-х годов имя этого артиста рано обратило на себя внимание и никогда не терялось. Но удивительное дело: его интенсивная концертная деятельность всегда - почти с самого начала - сопровождается шумным успехом у публики и единодушно сдержанным отношением критики. Впрочем, тут нет особого секрета: игра Тамаша Вашари была и остается эффектной, гармоничной, но вместе с тем с годами в ней ощущается во все большей мере отсутствие по-настоящему яркой индивидуальности, содержательности.

В молодости, впрочем, этот контраст, естественно, ощущался куда меньше, на первый план выступали чисто пианистические достоинства артиста, и они приносили ему успех.

Заниматься музыкой он начал с 6 лет в родном Дебрецене, и здесь же два года спустя состоялся его артистический дебют - сначала с оркестром (Концерт ре минор Моцарта), затем в сольной программе. В 1945 году вундеркинд стал студентом будапештской Академии имени Листа, где обучался у Л. Хернади и И. Гата и вскоре заслужил стипендию Листовского общества. Трудности послевоенных лет препятствовали планомерной учебе: приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками, игрой в балетных классах; на какое-то время он даже вынужден был прервать занятия. Но одаренного музыканта поддержали 3. Кодай и А. Фишер; в 1954 году он вернулся в Академию музыки, получил диплом, стал преподавателем гармонии. Тогда же Вашари дал свой первый концерт в Будапеште с Государственным филармоническим оркестром. Надо заметить, что конкурсные успехи молодого артиста были сравнительно скромны: высшее достижение - VI премия в 1956 году в Брюсселе. Но тем не менее, со второй половины 50-х годов кривая его успехов резко пошла вверх. Очень скоро его узнала и признала публика во всех странах Европы, а затем и в США, где он впервые гастролировал в 60-х годах.

Долгое время известность Вашари основывалась на исполнении музыки Листа, в которой вполне проявились его незаурядная виртуозность, легкость и стилистическая чуткость. В то же время отчетливо проступала и ограниченность творческих возможностей артиста: критики отмечали, что в музыке XVII-XVIII веков (Бах, Моцарт и др.) он чувствует себя "не в своей тарелке", его исполнению сонат Бетховена недостает интеллектуальной и эмоциональной сосредоточенности, а интерпретации Шопена - полнокровности чувств.

С тех пор прошло более четверти века, и, как ни странно, картина мало изменилась. Бесспорно, это зрелый, на редкость "сбалансированный" артист с большим репертуаром и не менее широкими техническими возможностями. Ему в равной степени доступны самые различные сферы музыки - от классиков до композиторов первой половины XX века; в его игре никогда не отмечается вульгарности, дурного вкуса, нет и налета шаблона и ограниченности. Но вместе с тем все эти достоинства как бы затушевываются той "обезличенностью почерка", которую подметил один английский критик после исполнения им цикла концертов Моцарта. Характерны в этом отношении и отзывы на его интерпретацию концертов Рахманинова (все они записаны артистом на пластинки). Сравнивая его интерпретацию с уже имеющимися записями, М. Мейер (ФРГ) приходит к такому выводу: "Его вклад в разработку этой темы нельзя признать ни весомым, ни интересным. И причина этого кроется не в пианистических особенностях игры - тут Вашари, хотя и не хватает звезд с неба, но способен привнести в интерпретацию свой традиционный блеск". Недостатки же записи критик видит в преувеличенном пафосе, в излишне свободном обращении с темпами, словом, в "возвращении к той салонности, которой мы сыты по горло". Но, справедливости ради, следует сказать, что исполнение пианистом листовской музыки, особенно концертов, и по сей день вызывает восторг аудитории.

Последнее время Вашари не ограничивается пианистической деятельностью. Как и многие его коллеги, он все больше времени посвящает дирижированию, в конце 70-х годов возглавил оркестр "Норзерн симфониа" в Англии. Нередко он теперь совмещает свои две специальности, играя и дирижируя классические концерты одновременно.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!