Все пианисты. История фортепиано - Уссе Сесиль
Сесиль УССЕ

УССЕ Сесиль (р. 23. I 1936)

На протяжении всего XX столетия честь французской пианистической школы наряду с мужчинами достойно поддерживают и женщины-пианистки вот уже несколько поколений. В этом обстоятельстве, на первый взгляд случайном, можно усмотреть и некоторую закономерность: оно объясняется не только общей эмансипацией женщины в наше время, но и традиционными особенностями французского исполнительского искусства - особенностями, при которых "слабый пол" подчас получает преимущество над "сильным" (естественно, при прочих равных условиях - наличии таланта, профессиональной подготовки, "обязательных" пианистических данных).

Чтобы понять, о чем конкретно идет речь, достаточно присмотреться пристальней к искусству Сесиль Уссе - пианистки, которую сейчас с полным правом называют достойной преемницей и продолжательницей традиций М. Лонг, Ж.-М. Дарре, М. де ля Брюшольри, М. Аз... Возможность такая есть, ибо, начиная с середины 60-х годов, артистка регулярно, каждые 2-3 года, приезжает в нашу страну. Советская печать не раз отмечала поэтичность, проникновенность, "галльскую элегантность" игры пианистки. Внешние параметры ее облика очертил несколько лет назад в газете "Советская культура" Д. Рацер: "Сесиль Уссе не свойственны большой эстрадный размах, мощные динамические нарастания, ее игра не отмечена исполнительским „азартом". Пианизм нашей гостьи привлекает гибкостью и мягкостью движения, плавностью и выровненностью пальцевой техники, тщательной продуманностью и мастерством педализации, естественностью звука".

Итак, при определенных индивидуальных особенностях - типичная представительница французской школы. Однако Уссе обладает и качествами, выводящими ее за рамки этой "типичности". Прежде всего - исключительная стабильность игры, высокий профессионализм, предполагающий отсутствие у артиста откровенно слабых мест - и в технике, и в плане интерпретации. Это Уссе доказала еще в молодые годы, на протяжении целого десятилетия (1953-1962) с успехом выступая на самых различных международных конкурсах. В 14 лет она уже окончила Парижскую консерваторию по классу М. Чампи, а три года спустя получила шестую премию на конкурсе имени М. Лонг-Ж. Тибо. Лауреатские лавры принесли ей затем конкурсы в Женеве (1954, вторая премия), Брюсселе (1956, четвертая премия), Форт-Уорте (1962, четвертая премия). Именно эта профессиональная "натренированность" и позволила ей уже в 60-х годах прочно закрепиться на мировой концертной эстраде.

Другим обстоятельством, поднявшим Уссе над уровнем многих ее коллег-соотечественниц, стала широта репертуарного кругозора. Пожалуй, нет такой области фортепианной литературы, к которой она не обращалась бы с достаточной авторитетностью и серьезностью. Монографические программы, составленные из произведений Бетховена и Шопена, сонаты Моцарта и пьесы Листа, Вариации на тему Паганини Брамса и "Карнавал" Шумана, пьесы Рахманинова (соч. 3) и Прокофьева (редко исполняемый цикл из соч. 12),-таковы лишь некоторые примеры, взятые из ее программ последних лет. Примечательно, что и приезжая в нашу страну, артистка каждый раз знакомит слушателей со своей трактовкой новых для нее произведений, обращаясь при этом и к русской классике, и к советской музыке. Это, бесспорно, придает искусству Сесиль Уссе значительную масштабность, делает ее концерты всегда интересными и привлекательными.

При всем этом естественно, что в центре творческих интересов артистки - французская музыка. Но и тут она не ограничивается стандартным набором известных произведений, а находится в постоянном поиске. Поэтому наряду с "традиционными" Дебюсси и Равелем в ее концертах звучат произведения и старинных мастеров - Куперена, Рамо, Дандрие, и романтиков - Форэ, Сен-Санса, Шабрие и композиторов XX века - Русселя, Сати, Пуленка, Мессиана. Многие из них записаны ею на пластинки, которые получили широкое распространение в Европе: "Три гимнопедии" Сати, Токката Пуленка, "Фантастическое бурре" и "Красочные пьесы" Шабрие, Тема и вариации Форэ, Этюд и Токката Сен-Санса, "12 взглядов на лик младенца" Мессиана. "Как и ее старшие соотечественницы - М. де ля Брюшольри и Ж.-М. Дарре, она играет наиболее виртуозную французскую музыку с тем порывом и изяществом, которые делают ее особенно восхитительной; ровность ее пальцевой техники доведена до высочайшей степени, к тому же она обладает изумительным темпераментом",- пишет Д. Метюен-Кемпбелл. Все критики согласны в том, что в лице Сесиль Уссе творчество французских композиторов нашло отличного пропагандиста. Она исполняет произведения своих соотечественников с темпераментом и вместе с тем интимной тонкостью. Вот почему ее игра, как писал один из рецензентов, "заставляет нас вновь и вновь влюбляться в исполняемую ею музыку". Сесиль Уссе дает множество мастерклассов в США, Канаде, Европе, Австралии. Была членом жюри многих конкурсов (Вена Клайберна, Рубинштейна, в Лидсе, Бремене).

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!