Все пианисты. История фортепиано - Унинский Александр
Александр УНИНСКИЙ

УНИНСКИЙ Александр (2. II 1910 - 19. XII 1972)

В сознании многих любителей фортепианного искусства и даже критиков Александр Унинский настолько тесно ассоциируется с музыкой Шопена, что кое-где о нем упоминают как о польском пианисте. Между тем УНИНСКИЙ родился на Украине и первые шаги в музыке сделал в Киевской консерватории, в классе профессора Тарновского. Позднее родители увезли его за границу, и после нескольких лет странствий он обосновался в столице Франции, где возобновил учебу под руководством Л. Леви. В 1927 году артист окончил консерваторию с первой премией, получил лестный отзыв А. Корто, напутствовавшего его на профессиональную стезю.

Дебют Унинского состоялся в Париже в 1928 году. Даже на фоне множества блестящих артистов, выступавших тогда в концертных залах французской столицы, он произвел отличное впечатление своей технической уверенностью, сочетавшейся с высокой музыкальной культурой. Последовали гастроли в Испании и странах Южной Америки, укрепившие его репутацию. В 1932 году уже опытным, зрелым артистом молодой Унинский приезжает в Варшаву и становится победителем Второго международного конкурса имени Шопена; позади остались 88 пианистов из 18 стран; ему была вручена также премия Польского радио за исполнение мазурок.

Уже тогда Унинский завоевал славу отличного шопениста и сохранил ее до конца своих дней. "Шопен - уникальная личность в истории музыки,- говорил он.- Вычитывать его мысли из мертвых нотных строчек доставляет мне величайшую радость". Но и в ту пору, и позже, Унинский не ограничивался Шопеном: в его программах значительное место занимали также произведения Листа, Брамса, он играл многие романтические концерты, в том числе и Первый Чайковского. Артист не отличался масштабностью концепций, размахом игры; его сильной стороной была техническая законченность исполнения, естественность чувства. "Крепкие мускулы и пальцы Унинского обеспечивают абсолютную техническую чистоту и достоверность исполнения; общее впечатление скорее тонкости, точности и обаяния, чем внутреннего драматизма". Так оценил его игру А. Чесинс, много лет спустя, когда Унинский переселился в США.

В 30-е годы Унинский жил во Франции, много гастролировал. Война застала его на Дальнем Востоке. Оттуда он не без приключений добрался до Парижа, некоторое время служил во французской армии, а после ее поражения успел выехать в Южную Америку. Почти год продолжалось турне артиста по странам Латинской Америки, а в 1942 году он выступил в Нью-Йорке, в зале "Карнеги-холл". Пресса отметила его интерпретацию Вариаций на тему Паганини Брамса, этюдов Паганини-Листа и Шопена, но потребовалось еще несколько лет, пока его признали слушатели.

В дальнейшем артистическая карьера Унинского протекала главным образом в Западном полушарии. Он активно концертировал, занимался преподавательской деятельностью в США и Канаде (в числе его учеников - Джеффри Сванн), сделал немало записей на пластинки. В начале 1973 года маститый музыкант собрался (с некоторым опозданием) отметить полувековой юбилей своей победы на Шопеновском конкурсе гастролями в Варшаве. Но осуществить эту мечту помешала скоропостижная смерть.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!