УНГАР Имре (р. 23. I 1909)

Трехлетним мальчиком он лишился зрения, но музыкальность Ймре Унгара была так очевидна, что вскоре родители все же начали учить его музыке. Сначала его педагогом был профессор И. Розенфельд, а затем юноша поступил в Академию музыки в класс высшего мастерства И. Томана. В 16 лет Унгар впервые обратил на себя внимание широкой общественности, став победителем "Конкурса молодых талантов" в Будапеште. После этого состоялись его первые концерты в Венгрии и за рубежом, о нем заговорили как о новой звезде венгерской пианистической школы. И артист оправдал возлагавшиеся на него надежды, стал обладателем второй премии на Втором Шопеновском конкурсе в Варшаве (1932). Высокие художественные достижения слепого пианиста были в том же году удостоены государственной премии "Сигнум лаудис".

Не имея возможности видеть инструмент, разучивать музыку по нотам, мужественный артист тем не менее неуклонно расширял свой репертуар, вел активную концертную деятельность. Основой его программ были произведения Шопена и Бетховена, но он обращался к творчеству многих композиторов разных эпох - от Баха и Гайдна до современников. В частности, Унгар был превосходным исполнителем "Венгерских крестьянских песен" и "Ночной музыки" Бартока, "Танцев из Марошсека" Кодаи. Слепота не смогла помешать ему и выступать с оркестром: его партнерами были такие выдающиеся дирижеры, как Д. Митропулос, В. Менгельберг, К. Шурихт, О. Клемперер, Я. Кренц, В. Ровицкий. Помимо Европы, он играл во многих странах Ближнего Востока, в 1935 году дебютировал в США. В годы войны Унгар находился в Голландии и смог вернуться на родину лишь в 1943 году. После освобождения Венгрии от фашизма он с энтузиазмом включился в строительство новой культуры как артист и педагог, профессор будапештской Академии музыки.

В послевоенные годы Унгар концертировал с особой интенсивностью. Не раз объездил он всю Европу, побывал и в нашей стране, демонстрируя глубокую сосредоточенность, проникновенность и подлинную самоотдачу в исполнении таких произведений, как сонаты Бетховена, сонаты и экспромты Шуберта, Фантазия до мажор Шумана, концерты Бетховена, Шумана и Брамса. Иногда критики выражали неудовольствие слишком вольными темпами, рубато, излишней педализацией артиста, но все отдавали должное основательности и убеждающей уверенности его игры. Популярность и авторитет Унгара на родине были особенно велики. Его заслуги были отмечены присвоением премий имени Л. Кошута и имени Ф. Листа, звания заслуженный артист ВНР.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!