Все пианисты. История фортепиано - Угорский Анатолий
Анатолий УГОРСКИЙ

УГОРСКИЙ Анатолий Зальманович (р. 28. IX 1942)

Ленинградская школа пианизма по блеску артистических имен, по лауреатским "приобретениям" сегодня, конечно, уступает московской. Однако она и сейчас сохраняет своеобразие, ее лучшие представители отличаются творческими исканиями, нестандартностью исполнительского облика. Вот один из питомцев Ленинградской консерватории - Анатолий Угорский. Он окончил ее в 1965 году по классу Н. И. Голубовской, у того же педагога занимался до 1968-го в аспирантуре. "По обыкновению" не обошлось и без конкурса. Впрочем, вряд ли третья премия бухарестского соревнования (1967) сыграла особенно важную роль в творческой судьбе артиста. Сама концертная практика убедила слушателей, и в первую очередь, разумеется, ленинградских, в достоинствах пианиста.

Самое главное из них - широчайший круг художественных интересов. Его интерпретации привычного концертного репертуара, музыки Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, Брамса, Балакирева, Равеля, отмечены, как подчеркивает преподаватель Ленинградской консерватории С. Мальцев, "продуманностью концепций, тонким осмыслением мотивной структуры сочинения, отшлифованностью деталей". Правда, некоторые откровенно романтические произведения не совсем в духе этого музыканта. В той же рецензии говорится: "Интеллектуальное начало в исполнительской манере пианиста представляется мне одной из наиболее характерных его черт. Но игра артиста порой бывает и холодноватой, и слишком рассудочной, иногда ей не хватает яркости, интенсивности высказывания в трактовке произведений романтического плана".

Однако концертные программы пианиста вовсе не ограничиваются общепринятым "набором". Л. Гаккель пишет: "Всем наделен Угорский: широкой музыкальной образованностью, отточенным интеллектом музыканта, исполнительской фантазией, великолепным качеством инициативности, окрашивающим все его музыкальные занятия". Сочетание образованности и инициативности позволяет Угорскому ставить перед собой ярко выраженные просветительские цели. Действительно, часто ли встретишь на филармонических афишах сюиту "Карнавал великой и древней скоморошны" Куперена, или фортепианный концерт "Экзотические птицы" О. Мессиана, или Концерт для фортепиано и 13 духовых инструментов А. Берга? А неустанная пропаганда сочинений ленинградских композиторов? Угорский стал первым исполнителем Сонаты О. Евлахова, 6 концертных пьес В. Цытовича, прелюдий Г. Уствольской, в его репертуаре произведения А. Петрова, Б. Архимандритова, В. Баснера, Т. Ворониной, С. Слонимского, В. Успенского и других авторов. Неутомимого артиста привлекает и ансамблевое музицирование. Широкую известность завоевал, в частности, фортепианный дуэт Г. Тальрозе и А. Угорский, пианист неоднократно выступал и с другими ленинградскими инструменталистами. Наконец, Анатолий Угорский с успехом концертирует и как клавесинист.

С 1982 по 1988 год - преподавал в Ленинградской консерватории (был изгнан, официально - за нарушение профессиональной этики, реально, скорее, за экстравагантное поведение).

Для ленинградских слушателей навсегда памятны знаменитые концерты Угорского в Малом и Большом зале филармонии в 1986 - 1988 годах: тогда он сыграл почти все сонаты Скарлатти и "Каталог птиц" Оливье Мессиана. Угорский комбинировал сочинения Скарлатти и Мессиана, создавая из них свои собственные композиции. Все слышавшие Угорского отмечали необыкновенную своеобразную ритмическую манеру, совершенно непохожую на традиционное исполнение. "Он играет, как инопланетянин!", "Это совершенно невозможно описать словами"- таковы были отзывы публики. На самом деле у Угорского была своя продуманная ритмическая теория, которую он однажды даже изложил в виде публичной лекции перед собравшимися студентами.

В 1990 году Анатолий Угорский эммигрировал в Берлин. В 1992 году состоялся его дебют в Миланской консерватории, а вскоре - на знаменитом фортепианном фестивале "La Roque d'Anthoron" в Париже.

Анатолий Угорский регулярно дает концерты в таких известных городах, как Берлин, Франкфурт, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Милан. В 2000 г. он был номинирован на премию "Гремми".

Анатолий Угорский преподает в Детмольде в Германии.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!