Девид УАЙЛД

УАЙЛД Девид (р. 25. II 1935)

Когда в середине 70-х годов на прилавках музыкальных магазинов появился альбом пластинок с записью произведений Листа в интерпретации Девида Уайлда, даже его соотечественники - английские критики, встретили это событие с некоторым недоумением. Мало кто к этому времени помнил артиста, которого лет пятнадцать до этого называли надеждой британского пианистического искусства.

Правда, и сам артист к тому времени практически оставил честолюбивые мечты о большой карьере, и успех оказался для него в значительной степени неожиданным.

Между тем первые шаги его были многообещающими. Пятый ребенок в небогатой многодетной семье, он с пяти лет начал учиться игре на рояле, а после этого вскоре сыграл на публике Концерт Грига. Фортепианное искусство он изучал под руководством Ф. Рейценстейна и И. Элинсона, окончил Королевский музыкальный колледж в Манчестере, где занимался также композицией и дирижированием, а в 1955-1958 годах совершенствовался у Г. Грина в Лондоне и Н. Буланже в Париже. Работая аккомпаниатором на студии Би-би-си, молодой музыкант принял участие в нескольких соревнованиях. Сначала он выиграл небольшой конкурс имени Листа в Лондоне, затем (также в 1961 году) разделил с Г. Габошем лавры победителя на большом конкурсе имени Листа - Бартока в Будапеште; а год спустя завоевал еще вторую премию в Рио-де-Жанейро. Но дома его ждало горькое разочарование: никто не обращался к нему с предложением выступить с концертом, записаться на пластинку. Бесплодные попытки пробиться на эстраду тяжело повлияли на молодого музыканта. "Мы просто уничтожаем наших артистов - говорил он позднее.- В то время, как любой иностранец лет 19-20 может выбрать любой фортепианный концерт, приехать к нам и получить сразу „Фестивал-холл", имея за плечами очень немногое, нам - английским пианистам - импресарио говорят: вы будете играть то, что мы вам прикажем, за ту плату, которую мы сможем вам заплатить, а если вы откажетесь, это сделают другие". Таким образом, на протяжении полутора десятилетий Уайлд, подобно многим его коллегам, вынужден был "держать голову над водой, чтобы не утонуть вовсе". Он работал педагогом в музыкальных колледжах Манчестера и Лондона, затем в лондонской школе "Гильд-холл", иногда выступал в небольших залах, писал музыку, которую никто не исполнял. Только в середине 70-х годов ему повезло: известный кинорежиссер Кен Рассел пригласил Уайлда озвучивать его биографический фильм о Листе. Фильм получился скандальный, наделал много шума, вызвал бурные протесты. Но в результате все, что наиграл для картины Уайлд, было собрано вместе и составило содержание пластинки, которая обратила на себя внимание. Оказалось, что пианист играет на рояле с большим размахом, техническим блеском. Лишь после этого ему снова удалось "принять старт", заставить о себе говорить критиков и любителей музыки.

Сегодня имя Девида Уайлда уже не вызывает недоумения у знатоков фортепианного искусства. Он зарекомендовал себя как неплохой исполнитель музыки Листа, Бартока, Моцарта, Шумана, Шопена, записал несколько произведений английских авторов: Вариации, Ноктюрн и Финал для фортепиано с оркестром А. Буша, Концерт для фортепиано с оркестром Л. Беркли, пьесы своего учителя Ф. Рейценстайна. Уайлд записал все сонаты для скрипки и фортепиано с Э. Грюнбергом.

Девид Уайлд записывался на HMV, Decca Oiseau Lyre, Saga and CRD, а сейчас записывается на Delphian Records of Edinburgh.

В 1990-х гг. Девид Уайлд сочинил ряд произведений, идея которых была в протесте против попрания человеческих свобод в наше время. Среди них - композиция для виолончели соло "Виолончелист Сараево" (1992), посвященная Ведрану Смайловичу и исполненная Йо-Йо Ма для Sony Classical, и опера "Лондон под гнетом" ("London under Siege”) по идее боснийского поэта Горана Симича. За это он был дважды отмечен городом Сараево.

С 1981 по 2000 гг. Девид Уайлд был профессором фортепиано в Музыкальной Академии Ганновера, с 2001 г. он приглашенный профессор Клавирной Студии Университета Эдинбурга.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!