Розалин ТЬЮРЕК

ТЬЮРЕК Розалин (14. XII 1914 - 17. VII 2003)

Как ни странно, в наши дни мало кто из крупных пианистов посвящает значительную часть своего репертуара музыке Баха, а более или менее "узких специалистов" в этой сфере найти практически невозможно. Создается впечатление, что с легкой руки Ванды Ландовской клавесинисты сумели отвоевать позиции, утерянные еще в XVIII столетии, казалось, безвозвратно, и баховскую музыку чаще всего можно услышать в оригинале. Розалин Тьюрек в этом плане - редкое исключение. Вот уже несколько десятилетий она специализируется исключительно на исполнении музыки великого кантора, и при этом успешно пользуется современными концертными роялями. "Мисс Тьюрек обладает выдающимся мастерством владения роялем и исключительной музыкальной интуицией. Убежденность и энергия превращают ее весьма своеобразную игру в удивительное и волнующее переживание. Это не "верховная жрица" Баха, как гласят некоторые рекламы, поскольку она играет на фортепиано, а не на его инструменте. Было бы точнее определить ее как скромную служанку, поскольку хотя ее игра полна воли и самоуверенности, ей удается убедить нас в том, что все это - прежде всего в интересах Баха. А последнее дает все основания рассматривать ее как своего рода феномен". Так писал в начале 60-х годов журнал "Мюзикал Америка".

К этому времени Розалин Тьюрек находилась уже в расцвете и пользовалась мировой славой именно как исполнительница баховского наследия. В сознании большинства слушателей ее имя настолько прочно ассоциировалось с именем этого классика, что мало кто помнил первые шаги Тьюрек, вовсе не сразу избравшей роль "скромной служительницы" Баха, хотя она с юных лет проявляла склонность к его музыке. Уже в четыре года Тьюрек - дочь русского и турчанки, родившаяся в Чикаго - научилась играть на разных инструментах, а в 9 лет первый раз выступила публично. К 16 годам она успела дать два сольных концерта в родном городе, выиграла массовый музыкальный конкурс детей, получила стипендию для занятий в Джульярдской школе. Дальнейшее ее образование, проходившее под руководством О. Самаровой, было разносторонним. Она изучала и романтическую, и современную музыку, выиграла в 1936 году также Конкурс памяти Шуберта, получив право на три выступления с Филадельфийским оркестром, и играла Второй концерт Брамса. Но все же в центре ее творческих интересов был Бах. Однажды в класс Самаровой зашел декан фортепианного факультета, известный педагог Э. Хатчесон. Услышав, как девушка играет Вариации на тему Гольдберга, он спросил: "Сколько произведений Баха знает эта ученица?" Последовал лаконичный ответ педагога: "Все, от первой до последней строчки!"

В 1937 году Тьюрек дала свой первый баховский клавирабенд, и с тех пор ее выступления привлекают все большее внимание. Через десять лет репутация артистки в США была уже очень высока. Видный критик Б. Янг констатировал в 1946 году: "Одна из немногих выдающихся пианисток нашего времени, Тьюрек заслуживает бесконечного уважения за серьезность и неподкупную честность, с которой она подходит к любой поставленной перед собой задаче. И всему, что она делает, артистка придает музыкальную интеллигентность, завидную ловкость и чистоту техники, неослабное внимание к непрерывности и жизненности баховского контрапункта и примечательное чувство архитектоники". Прошло еще десятилетие, и это мнение разделили критики многих стран Европы. Это, конечно, не значит, что в игре Тьюрек они, как и их американские коллеги, вовсе не находят изъянов. Нет, при всей тонкости вкуса, продуманности каждой фразы, каждого динамического оттенка, мастерстве педализации и чистоте голосоведения, многим в ее интерпретации не хватает подлинной масштабности и поэтического обаяния, способных захватить, увлечь слушателя. Да, Тьюрек безусловно значительно уступает таким большим интерпретаторам и личностям, как Фейнберг или Гульд. Но она и не претендует на конкуренцию с ними. Она просто играет Баха - и притом всего Баха, а к тому же играет достаточно совершенно и убедительно, доказывая,- как писал английский журнал "Мюзик энд мюзишинс",- "что инструмент под руками артиста такой тонкости может противостоять новому наступлению современного клавесина".

Примечательно, что Розалин Тьюрек вовсе не является принципиальной противницей старинных инструментов. Она великолепно владеет и клавесином, и клавикордами, и даже органом, иногда на протяжении одного концерта меняя инструменты, чтобы контраст стал еще ярче. Но душа ее прежде всего расположена к роялю. Кроме того, артистка была организатором и руководителем камерного ансамбля "Бах плейерз", исполнявшего музыку Баха во многих городах Америки и Европы; для этого коллектива она сама сделала немало отличных аранжировок.

Одновременно с исполнительской проходила и педагогическая деятельность Тьюрек: она в разные годы вела классы в летних школах молодежи, читала лекции по проблемам интерпретации старинной музыки, в 1966 году стала профессором Калифорнийского университета в городе Сан-Диего, а с 1972 года - профессором Джульярдской школы, была профессором Филадельфийской консерватории, почетным доктором Оксфордского университета в Англии. Любимому композитору посвящен и фундаментальный труд Тьюрек "Введение в интерпретацию Баха", вышедший впервые в 1960 году. В нем она суммировала свой огромный опыт, поделилась с коллегами и молодыми артистами секретами богатой творческой практики. "Бах - это бесконечность,- говорит Розалин Тьюрек.- И мало кто из исполнителей способен охватить его многогранность, глубину и человечность, раскрыть их перед публикой". Всей своей разносторонней деятельностью она много десятилетий служла этому благородному делу.

Тьюрек основала оркестр, с которым выступала в 1960-1972 годах, исполняя концерты Баха и Моцарта.

В 1995 году Тьюрек приехала в Петербург, где дала два концерта в филармонии и мастер-класс в консерватории. Она играла только сочинения Баха. Успех был феноменальным: по окончании каждого концерта следовали 20-минутные овации и многие люди рыдали от восторга. Как сказала сама пианистка, это было не путешествие в Россию, а возвращение к истокам ее творчества и жизни — на родину родителей и учителей.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!