Все пианисты. История фортепиано - Томшич Дубравка
Дубравка ТОМШИЧ

ТОМШИЧ Дубравка (р. 6. XII 1940)

"Сейчас я занимаюсь с одной югославской пианисткой, которой предстоит большое будущее. Ее зовут Дубравка Томшич",- говорил в 1967 году Артур Рубинштейн корреспонденту парижского еженедельника "Экспресс". В устах маститого маэстро, который никогда не имел склонности к педагогике, эти слова звучат особенно внушительно. Действительно, Артур Рубинштейн впервые обратил внимание на юную пианистку еще во время своих гастролей в Югославии и на протяжении многих лет покровительствовал ей. А талант югославской артистки развивался на редкость быстро.

Она родилась и выросла в Дубровнике - городе старинной архитектуры и всемирно известных фестивалей, с детства слушала музыку, рано проявила незаурядную одаренность. Пятилетней девочкой Дубравка уже появилась перед публикой в родном городе, вскоре стала ученицей Музыкальной академии в Любляне по классу профессора 3. Заркин, продолжала давать сольные концерты. Именно тогда ее услышали Рубинштейн и другой корифей фортепиано - Клаудио Аррау, по совету которого девочку отправили учиться за океан, в Джульярдскую школу. Ей было всего 12 лет, но она выдержала трудный конкурс при поступлении, стала студенткой класса К. Бейкен. В 1953 году юная артистка дает сольный концерт в Чикаго, год спустя выступает в Нью-Йорке, а в 1955 году становится победительницей конкурса Нью-Йоркской филармонии, дающего право на выступление с оркестром. Она играет концерт Грига. Джульярдскую школу Томшич окончила в 1957 году, тогда же выступила в "Карнеги-холле", по дороге домой "прихватила" первую премию на конкурсе Моцартовского фестиваля в Брюсселе.

Так началась ее профессиональная карьера. Спустя несколько лет она уже была известна во многих странах Европы, Америки, Африки, в Австралии, в 1962 году впервые побывала в СССР. Пожалуй, никогда прежде представитель югославского пианистического искусства не завоевывал столь широкого признания и на своей родине, и особенно за рубежом.

Высокие артистические достижения Томшич основываются на прочной, стабильной технике, хорошем вкусе, отличном владении разными музыкальными стилями. "Ни одна из наших пианисток не обладает такой отточенной техникой, ни одна еще не поднялась в „высшее общество" фортепианного искусства. Она стала первой, прежде всего потому, что еще в юном возрасте поняла: природной музыкальности недостаточно для серьезной артистической карьеры. Томшич сделала своим оружием фанатичную техническую точность и стилистическую культуру, добавив бурный темперамент и тонкость лирического чувства. Это по праву сделало ее артисткой с мировым именем",- писал югославский критик Петар Попович.

Репертуар артистки включает концерты с оркестром Бетховена (среди них наиболее часто и удачно она играет Пятый), Грига, Листа, Шопена, Рахманинова, Шумана, крупные произведения Франка, Дебюсси, Брамса. Все же ее репертуар пока что следует признать довольно ограниченным - как в стилистическом плане, так и в количественном. Почти не обращается артистка к современной музыке.

Ежегодно Томшич дает за рубежом около 80-90 концертов, участвует в крупных фестивалях, выступает с видными дирижерами и лучшими оркестрами. Наряду с этим она охотно играет и на родине, причем не только в концертных залах культурных центров, но и перед студентами, рабочими, горняками, воинами. Кроме того, с 1967 года она преподает в люблинской Музыкальной академии, а с 1972 года руководит там фортепианным отделением.

Ее разносторонняя и на редкость многообразная деятельность получила высокую оценку: артистка удостоена премий имени Жупанчича и имени Прешерна, награды АВНОЮ за выдающиеся заслуги в исполнительской и педагогической работе, "Золотой лиры", присуждаемой Союзом югославских музыкантов.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!