Все пианисты. История фортепиано - Тимофеева Любовь
Любовь ТИМОФЕЕВА

ТИМОФЕЕВА Любовь Борисовна (р. 7. III 1951)

Народная артистка России

Своеобразный конкурс проводится в Праге для юных музыкантов. Главная его специфика, помимо возрастных ограничений, состоит в том, что участники не собираются в столице Чехословакии. Сюда присылаются только пленки с записью их игры, и по этим записям представительное жюри судит о возможностях конкурсантов. И надо сказать, что такая "заочность" не мешает достаточно точно определить потенциальные перспективы совсем еще юных учеников музыкальных школ и училищ.

Не ошиблись члены жюри в 1966 году, когда они присудили первую премию 15-летней советской пианистке Любе Тимофеевой. Через каких-нибудь три года победительница соревнования "Концертино-Прага" уже выступила с самостоятельным клавирабендом в Большом зале Московской консерватории. Да и в очных соревнованиях Тимофеева, как говорится, не ударила в грязь лицом: в 1968 году она завоевала третью премию на конкурсе в Монреале, а в следующем стала победительницей конкурса имени Маргерит Лонг в Париже. Словом, талант ее развивался весьма интенсивно: лауреату всех перечисленных соревнований только предстояло в 1973 году окончить Московскую консерваторию по классу Я. И. Зака. Последний с полным основанием мог сказать о своей ученице: "У нее чистый, художественно выверенный, сверкающий пианизм, поразительная способность охвата материала".

Эти качества Тимофеева демонстрирует в исполнении самых разнообразных сочинений, ибо репертуар ее вполне представителен. Пожалуй, особенно часто играет она произведения Шумана - "Карнавал", Вариации на тему ABEGG, Новелетту фа-диез минор, Вторую сонату и многие другие пьесы. "Поиски новых граней в шумановских образах,- пишет Н. Соколов,- желание укрупнить и сконцентрировать флорестановское настроение при сохранении лирического начала, раскрыть в музыке великого романтика весь диапазон мыслей, чувств и красок - вот в чем суть исполнительских трактовок Л. Тимофеевой". Среди своих любимых композиторов она называет сегодня также Баха, Бетховена, Прокофьева. Однако этими именами, разумеется, не исчерпывается ее концертная афиша, которая из года в год обновляется. И в Москве, и в других городах страны, и за рубежом слушатели в разное время знакомились с ее интерпретациями музыки Скарлатти, Гайдна, Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина, Дебюсси, Равеля. Она включает в свои программы и произведения композиторов XX века, в том числе Б. Бартока, Д. Шостаковича, Р. Щедрина.

Укреплению артистического авторитета Тимофеевой служат и записи, которым она уделяет неизменное внимание. В качестве примера можно назвать комплект пластинок, содержащий все фортепианные сонаты Гайдна, а также первоклассный диск, на котором запечатлены 24 этюда Шопена.

В ее трактовках привлекают большая исполнительская воля, уверенность, артистическое обаяние. Критики, как правило, обращают внимание на ее "изящный, ювелирно отточенный, сверкающий внешней отделкой пианизм". Как подчеркивал рецензент журнала. "Советская музыка", артистка бывает "искренно увлечена самим процессом музицирования, что, в свою очередь, всегда увлекает и радует слушателей, создавая в концертном зале особую атмосферу праздничной приподнятости".

Концертная деятельность Тимофеевой с каждым сезоном приобретает все больший размах, особенно после того, как в 1975 году она окончила курс ассистентуры-стажировки в Московской консерватории под руководством Я. И. Зака. В 1972 году ее успехи были отмечены премией Московского комсомола.

Сейчас Любовь Тимофеева солистка Московской государственной академической филармонии, профессор Университета «Феррис» в Йокогаме (Япония).

Пианистка гастролировала в более чем сорока странах мира; ее концерты проходили в таких залах, как «Линкольн-центр» в Нью-Йорке, Salle Playel и «Театр на Елисейских Полях» в Париже, «Театр Колон» в Буэнос-Айресе, Semper Oper в Дрездене и многих других.

Любовь Тимофеева выступала с крупнейшими оркестрами мира, среди них: лейпцигский Gewandhaus, дрезденская Государственная капелла, токийский NHK, оркестры Французского радио, Чешской филармонии и другие. Партнерами пианистки в различные годы становились Курт Зандерлинг, Герберт Бломштедт, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Марис Янсонс и другие выдающиеся дирижеры.

Репертуар Любови Тимофеевой охватывает музыку самых разных эпох и стилей; особый акцент в нем сделан на русской музыке — от произведений Глинки, Аренского, до Рахманинова, Прокофьева, Щедрина. Ею записано более 40 дисков. Среди них выделяются монографические циклы — все фортепианные сонаты Гайдна и Моцарта, все этюды Шопена, два концерта Мендельсона.

Проводит многочисленные мастер-классы в разных регионах России и за рубежом.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!