Магда ТАЛЬЯФЕРРО

ТАЛЬЯФЕРРО Магда (19. I 1893 - 1986)

Двум странам, двум музыкальным культурам верой и правдой служила пианистка на протяжении всей своей долгой жизни, и обе эти страны - Бразилия и Франция - вознаградили ее высокими отличиями и знаками внимания. Родившись в бразильском городе Петрополисе, девочка получила первые уроки музыки у отца - профессора Пауля Тальяферро, а затем занималась в Парижской консерватории, окончив ее в 1906 году по классу А. Мармонтеля. Последовало несколько месяцев совершенствования у А. Корто, и в 1908 году Магда Тальяферро вступила на путь концертирующей артистки, продолжавшийся более полувека.

За многие десятилетия бразильская пианистка объездила все уголки Европы, не раз бывала в США, Японии, странах Южной Америки. О том, как высока была ее репутация уже в далекие теперь 30-е годы, говорит хотя бы тот факт, что ее имя значится в числе членов жюри крупнейших международных конкурсов, в том числе и соревнований в Варшаве, носящих имя Шопена. Правда, по яркости творческой индивидуальности, масштабности таланта и широте репертуара она всегда уступала своей соотечественнице Гиомар Новаэс, но авторитет ее, особенно в Европе, был исключительно высок, Он основывался и на разносторонней педагогической работе Тальяферро. В 1937-1939 годах она вела класс высшего мастерства в Парижской консерватории, затем преподавала в Рио-де-Жанейро. А в послевоенные годы, вновь поселившись во Франции, открыла в Париже собственную музыкальную школу, где воспитала десятки одаренных артистов. Среди ее учеников -- Н. Гедда-Нова, К. Вийо, Э. Юрса, К. Ортиз и многие другие концертирующие пианисты. Имя Тальяферро носил и основанный ею в столице Франции международный конкурс пианистов, одно время успешно соперничавший с конкурсом имени М. Лонг - Ж. Тибо.

Магда Тальяферро до глубокой старости не прекращала артистической деятельности. Репертуар ее был не слишком разнообразен, но она всегда умела отбирать для своих программ сочинения, позволявшие продемонстрировать сильные стороны ее искусства. К их числу критика относила сочетание французской ясности формы и технического изящества с бразильским темпераментом и ритмическим нервом" (определение одного из французских специалистов). Наряду с наиболее популярными сонатами Бетховена, пьесами Шумана и Шопена она охотнее всего играла музыку французских композиторов - Франка, Дебюсси, Форэ, а также испанцев - Гранадоса и де Фальи. (Примечательно, что еще в 1939 году Тальяферро отправилась в Латинскую Америку со специальной миссией пропаганды французской музыки). Не забывала артистка и своих соотечественников, особенно Э. Вила Лобоса.

Свои достоинства Тальяферро в полной мере проявила и во время гастролей в нашей стране, состоявшихся после Второго конкурса имени Чайковского, в котором она принимала участие как член жюри. Артистка с успехом выступала в Москве и других городах. "Художественный облик пианистки артистичен, изящен и благороден, мастерство совершенно,- писала тогда газета „Советская культура".- Особенно хочется сказать о звуковой палитре артистки: чудесное piano, ровное во всех регистрах, настоящее, полнозвучное, но не форсированное, удивительно мягкое, округлое forte! Магда Тальяферро владеет секретом великолепного легато, ее мелодия так легко и свободно льется! Музыкальная фраза у Тальяферро подчинена четким законам музыкальной декламации: слышится выразительный речитатив, напевная кантилена..." И все это, напомним, на пороге 80-летия!

Да, в те дни мы могли убедиться, как велика творческая энергия артистки. И еще много лет спустя она продолжала активно выступать, преподавать, вела курсы пианистического мастерства в Зальцбурге, Ницце и, конечно, на родине, участвовать в конкурсных жюри. Среди ее наград, наряду с высокими отличиями Бразилии, есть и два французских ордена Почетного Легиона, которых она удостоена за заслуги в развитии культуры страны, в укреплении взаимопонимания между народами.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!