Джеффри СВАНН

СВАНН Джеффри (р. 24. XI 1951)

Почти на каждом крупном международном соревновании музыкантов появляется артист, в отношении которого мнения жюри и публики расходятся: иногда - не слишком существенно, иногда - кардинально. Особенно часто случается это на Шопеновском конкурсе в Варшаве. В 1970 году таким артистом был американец Джеффри Сванн. Жюри не сочло его достойным награды, а публика сделала своим любимцем. В данном случае к ней присоединились и польские критики, удостоившие артиста специальной премии. Отражая, очевидно, их мнение, В. Едржейчак посвятил в своем конкурсном обзоре отдельную главу игре этого пианиста, где писал в частности: "Девятнадцатилетний Джеффри Сванн был самой своеобразной личностью и открытием конкурса в пианистическом, музыкальном и художественном плане. Своей интерпретацией он возвышался над целой плеядой соперников, не исключая и его американских коллег".

Эхо варшавского конкурса очень сильно, и поэтому не удивительно, что последующая карьера артиста рассматривается как ответ на вопрос - кто же был прав? Внешне, казалось бы, права публика. Сванн вырос в зрелого артиста, занял свое "место под солнцем". Закончив учебу в Джульярдской школе под руководством А. Унинского (победителя Второго Варшавского конкурса), он стал лауреатом нескольких крупных соревнований - имени королевы Елизаветы в Брюсселе (вторая премия), имени Дино Чани в Милане (первая премия), имени В. Клиберна в Форт-Уорте (третья премия) и других. "В его распоряжении - сверкающий звук, его игра демонстрирует редкую способность выделять внутренние голоса фортепианной фактуры и проецировать их на фоне широкой и многокрасочной колористической палитры. Он подкупает открытой и искренней манерой игры",- читаем мы в журнале "Мюзикал Америка". Эти качества приносят ему незаурядный успех и на родине, и в Европе. Но вместе с тем рецензенты имеют к артисту и немалые претензии. И главная из них - увлечение внешней стороной дела в ущерб художественной сущности исполняемых произведений. Отсутствие пусть и спорных, но серьезных художественных устремлений ощущается и в самой пестроте его репертуара, и в трактовке таких произведений, как сонаты Бетховена, Листа, Скрябина, составляющих основу его программ. А особенно это снижает ценность его шопеновских интерпретаций, хотя музыку великого польского композитора он играет много и охотно.

Словом, на вопрос, поставленный в начале очерка, нет однозначного ответа. Видимо, и те и другие были по-своему правы: публика - почувствовав одаренность артиста, а жюри, зафиксировав его незрелость.

Ныне Джеффри Сванн ведет активную концертную деятельность в США и Европе с оркестрами Цинциннати, Балтимора, Хьюстона, Роттердама, Лондона, Праги, Флоренции, Турина и другими. Он регулярно читает лекции на Вагнеровском фестивале в Байрейте, в Вагнеровских обществах в США и Италии, принимал участие в жюри многих конкурсов.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!