Все пианисты. История фортепиано - Сук Николай
Николай СУК

СУК Николай Петрович (р. 21. XII 1945)

засл. арт. УССР (1974)

Можно сказать, что Николай Сук чуть ли не в буквальном смысле принял эстафету от своего учителя - Л. Н. Власенко. На том же конкурсе, где первым был его педагог (только спустя пятнадцать лет), он также вышел победителем. Это случилось в Будапеште в 1971 году. Здесь Сук, по словам члена жюри Р. Р. Керера, показал себя "серьезным, зрелым музыкантом, прежде всего интеллектуального плана и направления".

Успех на конкурсе имени Листа - Бартока был не случаен. Именно листовское творчество еще в студенческие годы привлекало повышенное внимание пианиста. С другой стороны, он часто включает в свои программы произведения Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Брамса, Дебюсси, романтиков прошлого, а также композиторов XX века. После окончания Московской консерватории (1968) и аспирантуры (1971) Сук стал солистом Киевской филармонии. Теперь в его репертуаре важное место принадлежит украинской фортепианной музыке, в том числе новым ее образцам; он, в частности, исполняет сочинения М. Скорика, И. Карабица, В. Сильвестрова и других авторов. На страницах журнала "Советская музыка" критик В. Всеволодов дает такую оценку творческого почерка пианиста: "В прессе Н. Сука нередко называют пианистом современным, вкладывая в этот эпитет особый смысл, который, однако, остается нерасшифрованным... В первую очередь, это высокая роль рационального начала в его игре... Такое начало проявляется прежде всего в поиске тщательно продуманного варианта воплощения произведения. (Исполнительская импровизационность хотя и присутствует, но оттеснена на второй план.) Сказывается оно и в детальном анализе фактуры, стремлении подчеркнуть ее „графику", во вскрытии логических элементов музыкальной речи и, наконец, в особом внимании к расчету архитектонических пропорций, в особом акценте на раскрытии целостной конструкции произведения... Сук отнюдь не стремится засушить и академизировать романтическое высказывание. Его артистический темперамент полностью соответствует требованиям романтического искусства. Речь идет лишь о привнесении некоторого стилевого акцента в сложившиеся (и в целом принимаемые) интерпретаторские традиции".

После его американского дебюта в Weill Recital Hall в 1991 году, Н. Сук дал несколько концертов с оркестрами в Европе и в Соединенных Штатах Америки, в том числе сыграл в Чикаго концерт Шнитке для фортепиано и струнных. Он триумфально гастролировал с Государственным оркестром Украины по Австрии и Германии. Кроме того, Сук регулярно участвует в крупных фестивалях камерной музыки в США, Европе и Австралии.

Николай Сук преподает в New England Conservatory of Music в Бостоне.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!