Соломон Катнер

СОЛОМОН ( 9. VIII 1902 - 2. II 1982)

Нет, это не ошибка и не опечатка: английского пианиста действительно все - и музыканты, и слушатели - знают только по имени. Вот так, запросто, называют его солидные энциклопедии и словари, в которых он уже давно занял свое место, войдя в историю фортепианного искусства. И лишь немногим известна его фамилия - Катнер,- затерявшаяся где-то на пути превращения юного вундеркинда в зрелого артиста. Во всяком случае, этой фамилии не было на афишах в июне 1911 года, когда мальчик дебютировал на эстраде лондонского "Куинз-холла". Он играл с оркестром под управлением Генри Вуда Первый концерт Чайковского. Для 8-летнего артиста был специально переделан рояль - он не мог дотянуться ногами до педалей. Успех превзошел все ожидания: слушатели несколько минут стоя аплодировали юному солисту, требуя "бисов"...

Карьера Соломона развивалась стремительно. В следующем году его пригласили играть для короля в Букингемском дворце, затем он совершил свою первую большую гастрольную поездку по Европе, выступал с крупнейшими дирижерами (в том числе с А. Никишем), давал сольные концерты. Единственным его наставником была тогда преподавательница Матильда Верне, которая "вела" мальчика с семи лет. Но со временем стало ясно, что этого явно недостаточно для дарования такого масштаба, каким обладал он. И в 1918 году Соломон прекращает концертировать, чтобы завершить учебу. Пять лет он занимается в Парижской консерватории у известного педагога Лазара Леви, а затем возобновляет артистическую деятельность. С каждым годом его известность растет. В 1925 году артист впервые посетил США, затем побывал в большинстве стран Европы, снискал репутацию крепкого виртуоза и серьезного музыканта с широким репертуаром. В его программах и классика, и романтическая музыка, и произведения импрессионистов, и лучшие образцы творчества его соотечественников. Так, в 1939 году он познакомил слушателей ряда стран с новым фортепианным концертом Артура Блисса.

На редкость насыщенной была деятельность Соломона в годы второй мировой войны. Он много ездил по стране, выступал в воинских частях, выезжал в действующую армию - сначала в Северную Африку, затем на Мальту, во Францию, Бельгию, Голландию. Ему приходилось играть под шум артиллерийской канонады, рядом с линией фронта. В 1945 году он совершил длительное турне по странам Азии, выступал в Индии, Вьетнаме, Таиланде, Бирме, Сингапуре. По окончании войны он был одним из немногих представителей артистического мира, удостоенных почетного звания Командора Британской империи. В послевоенные годы популярность артиста продолжает расти и в Европе, и за океаном. Ежегодно он совершает длительные концертные поездки, демонстрируя редкую стабильность формы и высокий артистический класс. Его называют в числе самых значительных артистов среднего поколения. Но в 1956 году происходит непоправимое: разбитый параличом Соломой оказывается навсегда прикованным к постели. Постепенно широкая публика начинает забывать об артисте - его имя заслоняют имена более молодых виртуозов, одно за другим появляющиеся на концертном небосклоне.

Так продолжается около полутора десятилетий. Изредка выходившие в свет записи Соломона, казалось, окончательно определили его место среди современных пианистов как музыканта прочного, но суховатого, излишне рационального, которому, к тому же, лучше удавались миниатюры, чем большие крупномасштабные сочинения. Именно такой облик артиста вырисовывается, например, в книге А. Чесинса. Новый поворот наступил в начале 70-х годов. После того, как к 70-летию Соломона в Англии был выпущен альбом его старых записей, интерес к его искусству резко возрастает. Одна за другой извлекаются из фонотек его работы, как выясняется, весьма многочисленные. И оказывается, что искусство Соломона не только не стареет, но становится на редкость современным, волнующим. И тогда приходит пора переоценки.

Уже пластинка с концертами Грига и Шумана заставляет признать Соломона не только "миниатюристом", но разносторонним мастером романтического фортепиано. "Я не знаю равных ему в классических концертах",- констатирует А. Хатчинс в журнале "Рекорде энд рикординг" после появления нескольких пластинок с записью концертов Моцарта. X. Голдсмис, оценивая интерпретации концертов Брамса (№ 2) и Чайковского (№ 1), приходит к выводу, что Соломону были присущи и чувство формы, и мужественность, и романтическая приподнятость чувств. Собрание бетховенских сонат вызывает у критика Р. Филипа такую реакцию: "Это Бетховен, представляемый нам с прямотой, силой и своеобразием, но без эксцентрики и педантизма. Кое-кто, может быть, и поставит под сомнение концепции Соломона, но я нахожу их убедительными... Его быстрые части весьма подвижны, а в медленных он проявляет достаточно спокойствия, никогда не переходящего в статичность. В результате его интерпретация Бетховена достигает редкого баланса между классической сдержанностью и страстной напряженностью". Еще одна важная особенность его игры обращает на себя внимание И. Хардена: "слияние почти лирической интимности, возникающей в результате преодоления всего внешнего виртуозного, с непрерывностью и плавностью, своего рода превосходным бельканто на рояле".

Так постепенно вырастает в глазах слушателей фигура Соломона - крупного пианиста, место которого не среди второстепенных артистов, а скорее рядом с такими художниками, как А. Шнабель и Э. Фишер. Это впечатление закрепляют все новые и новые пластинки, содержащие произведения Куперена и Дакена, Скарлатти и Гайдна, Моцарта и Бетховена, Шопена и Брамса, Дебюсси и Северака, наконец, виолончельные сонаты Бетховена с Г. Пятигорским. Их так много, что создается впечатление, будто Соломон вовсе не оставил эстраду из-за болезни, но, подобно Гульду, решил лишь запереться в стенах студии. Но на самом деле все это записи сделаны за одно лишь послевоенное десятилетие. А многое еще ждет своего опубликования.

Может быть, это как раз тот редкий случай, когда записи воздействуют на слушателя сильнее, чем непосредственное общение с артистом? Едва ли, скорее просто приспело время для справедливой оценки Соломона. Эту оценку мы находим в предисловии К. Керзона к очередному альбому записей артиста. Он пишет: "Эпическая история о том, как этот популярный и почитаемый артист сумел преодолеть соблазны вундеркиндства и выдвинулся в число самых значительных художников, а затем в расцвете своих сил вынужден был трагически рано сойти с эстрады, глубоко тронула всех, кто слышал его или даже только знал его имя. "Как там Соломон?" - один из первых вопросов, которые задают мне крупные музыканты - и молодые и старые - повсюду на земле, ибо Соломон и его имя превратились в одну из незыблемых легенд нашего времени. Теперь он по понятным причинам вынужден уединиться от людей, но благодаря самоотверженной преданности его жены сумел преодолеть все препятствия и проявляет открытый и дружелюбный интерес к своим коллегам, живет теми событиями, которые происходят в окружающей его; музыкальной сфере. Это его жизнелюбие является постоянным стимулом, источником вдохновения для всех, кто имеет счастье знать его. Может быть, как раз это величие духа в сочетании с теплотой и человечностью, и дает ключ к разгадке секрета уникальной глубины его интерпретаций - интерпретаций, которые уверенно пережили все превратности моды. Записи Соломона сейчас особенно ценны: в любом случае они недвусмысленно говорят сами за себя, не только красотой звука и безупречной техникой (внешне не требующей никаких усилий), но и своим духом, своей музыкальной честностью. И, прежде всего, они показывают редко встречающуюся в такой высокой степени магическую силу - способность соединять все элементы произведения в единое целое и достигать высоких художественных результатов. А это является отличительной особенностью истинно великих интерпретаторов".

Один из корифеев современного исполнительского искусства дирижер Ю. Орманди писал: "Тот, кто слышал Соломона хоть однажды, не забудет его". Бесспорно, каждая новая пластинка, делающая нашим достоянием старые, но не стареющие записи артиста, умножает число людей, которые готовы присоединиться к этим словам.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!