Алексей СКАВРОНСКИЙ

СКАВРОНСКИЙ Алексей Григорьевич (18. Х 1931 - 11. VIII 2008)

засл. арт. РСФСР (1982), Народный артист России (2002)

Как можно заметить, репертуар многих наших пианистов не отличается, к сожалению, особым разнообразием. Конечно, вполне естественно, что концертирующие артисты играют наиболее популярные сонаты Моцарта, Бетховена, Скрябина, Прокофьева, известные пьесы Шопена, Листа и Шумана, концерты Чайковского и Рахманинова...

Все эти "кариатиды" входят и в программы Алексея Скавронского. Их исполнение принесло ему в молодые годы победу на международном конкурсе "Пражская весна" (1957). Многие из упомянутых сочинений он проходил еще в Московской консерватории, которую окончил в 1955 году по классу Г. Р. Гинзбурга и в аспирантуре у того же педагога (до 1958 года). В трактовке классической музыки проявляются такие черты пианистического почерка Скавронского, как серьезность интерпретаторской мысли, душевная теплота, искренность артистического высказывания. "У пианиста,- пишет Г. Цыпин,- проникновенная манера интонирования, выразительный рисунок фразы... в том, что делает за инструментом Скавронский, сопутствует ему удача или нет, всегда ощущается полнота и правдивость переживания... В его подходе к Шопену, в применяемых им приемах выразительности можно различить традицию, идущую от Падеревского, Пахмана и некоторых других известных в прошлом концертантов-романтиков".

В последнее время, однако, пианист все настойчивее ищет новые репертуарные возможности. Он и в прошлом проявлял интерес к русской и советской музыке. А сейчас нередко предлагает вниманию слушателей новые или редко исполняемые сочинения. Тут можно назвать Первый концерт А. Глазунова, Третью сонату и Рондо Д. Кабалевского, цикл "Наигрыши" И. Якушенко, пьесы М. Кажлаева ("Дагестанский альбом", "Романтическая сонатина", прелюдии). Прибавим к этому и совершенно незнакомую нашей аудитории Токкату для фортепиано с оркестром итальянского композитора О. Респиги. Некоторые из этих произведений он играет не только на концертной эстраде, но и по телевидению, обращаясь, таким образом, к самым широким кругам любителей музыки. В связи с этим в журнале "Советская музыка" С. Ильенко подчеркивает: "Деятельность А. Скавронского - умного, мыслящего музыканта, энтузиаста и пропагандиста советской и русской музыки, великолепно владеющего не только своей профессией, но и трудным искусством проникновенной беседы со слушателями,- заслуживает всяческой поддержки".

Еще в 1960-х годах, одним из первых, Скавронский ввел в постоянную практику и такую просветительскую форму общения с аудиторией, как "беседы у рояля". В связи с этим музыковед Г. Вершинина на страницах журнала "Советская музыка" подчеркивала: "Творческое беспокойство, желание делать добро, причастность к важнейшим явлениям искусства и жизни, умение четко, нестандартно высказывать свои убеждения, взгляды на то или иное музыкальное явление - все это позволило пианисту не только играть перед аудиторией, но и вести с ней, даже с самой неподготовленной, беседы, которые были так и названы - "беседы у рояля". Гуманистическая направленность этого эксперимента превратила музыкально-социологический опыт Скавронского и его последователей в деяние достаточно, широкого масштаба". Отличный комментатор, он выступил с содержательными музыкальными вечерами, посвященными сонатам Бетховена, балладам Шопена, сочинениям Листа, Скрябина, а также с развернутым циклом "Как слушать и понимать музыку", в котором была представлена внушительная художественная панорама от Моцарта до наших дней. Немало удач связано у Скавронского и с музыкой Скрябина. Здесь, по мнению критиков, рельефно раскрывается его колористическое мастерство, звуковое обаяние игры.

Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!