ШТОМПКА Генрик (4. IV 1901 - 21. VI 1964)

В 1927 году на Первом международном конкурсе имени Шопена в Варшаве было учреждено четыре премии. Молодой польский пианист Генрик Штомпка получил... пятую премию за лучшее исполнение мазурок, присужденную Польским радио. Спустя три десятилетия маститый музыкант, завершая свой творческий путь, подарил почитателям запись полного собрания мазурок Шопена - творений, с которыми связаны были вершины его артистических достижений...

Вся жизнь артиста была посвящена музыке Фридерика Шопена, хотя в годы учебы в Варшавской консерватории (он окончил ее по классу Ю. Турчиньского в 1924 году) Штомпка, естественно, изучал и произведения других композиторов, осваивал различные музыкальные стили. После успеха на конкурсе молодой музыкант отправился во Францию, где несколько лет совершенствовался под руководством И. Падеревского (1928-1932). В Париже состоялся и дебют Штомпки в симфоническом концерте: с оркестром Колонна под управлением Г. Пьерне он сыграл Второй концерт Шопена. Это выступление открыло ему путь на европейские эстрады. Вскоре польского пианиста уже знали и чтили в разных странах как великолепного интерпретатора музыки своего великого соотечественника.

Блестящую карьеру Штомпки прервала война, фашистская оккупация Польши. Штомпка тайно давал уроки музыки, не выступал на эстраде, долгое время вынужден был скрываться от нацистских ищеек. И лишь в 1945 году, после освобождения Варшавы Советской Армией и победы над врагом, он вновь появился перед публикой. Более двух тысяч человек собралось в тот вечер в варшавском зале "Рома" на его первый после шестилетнего перерыва концерт, весь сбор с которого артист передал в фонд восстановления столицы. Активной и разносторонней была деятельность Штомпки в послевоенные годы. Он принимал участие во многих начинаниях, связанных с возрождением музыкальной жизни страны, работал в составе жюри ряда крупнейших международных конкурсов (в том числе дважды - в 1958 и 1962 годах - в жюри конкурсов имени Чайковского в Москве). С 1945 года Штомпка был профессором Высшей музыкальной школы в Кракове, а в 1958-1963 годах и ее проректором. И при этом он успевал ежегодно давать десятки концертов на родине и за рубежом. В 1949 году лондонское Шопеновское общество удостоило его премии имени Шопена как одного из лучших интерпретаторов творчества польского гения. Польский музыковед Е. Вальдорф, анализируя причины успеха артиста, писал: "Индивидуальность Штомпки как пианиста складывалась из трех равноправных элементов - интеллектуального, эмоционального и технического. В исполнявшихся им произведениях не, было ни одного „проходного" такта; каждый осмыслен, отработан и глубоко прочувствован".

Несмотря на ограниченность репертуара и творческого диапазона Штомпки, его концерты неизменно вызывали горячий отклик у слушателей. "Секрет успеха Штомпки,- пишет его ученица М. Корецка-Сошковска - крылся в том, что его интерпретации волновали. Он был наделен художественной интуицией, и она позволяла ему придавать игре то невыразимое словами обаяние, те флюиды, которые шли в зал с эстрады и захватывали и подчиняли слушателей. Нередко случалось, что на его концертах люди вытирали слезы. Для Штомпки это была высшая награда, которую только мог желать артист - это было выражение человеческого чувства. Среди меломанов говорили: "Штомпку - не слушают, Штомпке - внимают!"

Оставаясь до конца дней шопенистом, Штомпка делал в этом плане лишь одно исключениие, исполняя некоторые из фортепианных сочинений своего учителя И. Падеревского. Именно Польской фантазией для фортепиано с оркестром Падеревского он и простился с публикой в зале варшавской Национальной филармонии в 1960 году; позднее болезнь уже не позволяла ему выступать.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!