ШТЕПАН Павел (р. 28. V 1925)

Музыка окружала его с детства. Он родился и вырос в семье потомственных музыкантов, внесших немалый вклад в сокровищницу чешской культуры. Первым и в сущности единственным учителем Павла Штепана по фортепиано был его дед - выдающийся педагог, создатель всемирно-известной школы игры на фортепиано профессор Вилем Кунц, теорию он изучал под руководством отца - видного композитора, музыковеда и пианиста Вацлава Штепана, а помогала им мать - широко известная в Чехии пианистка, профессор Академии искусств. Словом, не удивительно, что мальчик рано принял решение посвятить себя музыке и уже в 16 лет дал первый концерт с необычной для молодого музыканта программой, полностью состоявшей из произведений Баха. Через три года Штепан дебютировал с оркестром Чешской филармонии, сыграв концерты Моцарта и Бетховена, а затем обратил на себя внимание еще одной монографической программой, посвященной произведениям И. Сука.

Уже в ту пору сложился облик серьезного, вдумчивого музыканта, чуждого всякой внешней эффектности, стремящегося передать слушателям свое видение классической и современной музыки. Развитие его продолжалось и в послевоенные годы, когда Штепан начал часто выступать с открытыми концертами и по радио. В 1947 году он совершил свою первую зарубежную поездку, дав 18 концертов в Югославии. Одновременно музыкант посещал лекции в Карловом университете, работал на радио как звукорежиссер (1944-1947), референт (1947-1949), редактор (до 1959 года). В начале 50-х годов Штепан был удостоен лауреатских званий на конкурсе "Пражская весна", а также на соревнованиях международных молодежных фестивалей в Берлине и Бухаресте. В Праге ему вручили также премию за лучшее исполнение сочинений Сметаны. Казалось, перед ним открываются неплохие перспективы. Но неожиданно Штепан надолго оставил концертную эстраду. Неудовлетворенный собой, он во многом пересмотрел свои творческие позиции, обратился к новым репертуарным пластам. В результате, когда в 1957 году артист вновь появился на эстраде, перед слушателями предстал уже не подающий надежды музыкант, а зрелый и целеустремленный художник. "В лице Павла Штепана в нашу музыкальную жизнь вернулся великолепный музыкант,- писал тогда композитор И. Ирко.- На сцену возвращается прежде всего выдающаяся личность, обладающая яркой индивидуальностью и зрелым мастерством - пианист, каких у нас не так уж много".

Главными отличительными чертами этого "нового" Штепана стали интеллектуальная углубленность, эмоциональность, богатство фантазии, помноженные на безупречное мастерство. Это позволило Штепану очень скоро не только оправдать, но и превзойти возлагавшиеся на него надежды. Очень быстро он становится желанным гостем как на эстрадах Чехословакии, так и за ее пределами. Интерес к его игре определяется и характером репертуара артиста: программы его всегда продуманны, стилистически выдержанны. Значительную часть его концертов составляют монографические вечера, посвященные фортепианной музыке Сука, Новака, Баха, Дебюсси, Шуберта, Бетховена, а за границей он посвящает целые программы исключительно чешской музыке прошлого и наших дней. В его концертах звучат творения десятков соотечественников - от Дуссека, Мысливечека, Томашека до Яначека, Фибиха, Шульгофа, Мартину и наших современников- Добиаша, Ирко, Кабелача, Кржички, Капра, Калабиса, Луцкого, Фишера, Вацлава Штепана и других. К тому же пианист немало времени и сил отдает ансамблевому музицированию - он постоянно выступает в дуэте со своим коллегой Ильей Гурником, сделав достоянием слушателей многие редко исполняемые произведения.

Игру Павла Штепана отличают строгость, благородство и поэтичность, способность найти выразительные средства, максимально адекватные языку и стилю данного композитора. Говоря о его интерпретации Баха, критик В. Шефл отмечал: "Все то, что типично для музыки Баха, составляет и сильную сторону игры Штепана: строгая выразительность, стальной ритм, чувство музыкальной архитектоники". Ясность замысла и чистоту фортепианной фактуры демонстрирует пианист в музыке Моцарта (несколько лет назад он был отмечен премией Венского музыкального общества за запись моцартовских концертов), а в музыке Дебюсси он обнаруживает тонкое чувство полутонов и едва уловимой смены настроений. Особенно же удаются ему произведения малой формы, в которых он выступает как настоящий поэт фортепиано, тонкий стилист и мастер тщательной отделки деталей.

Ныне Павел Штепан - один из самых популярных чешских пианистов. Он много гастролирует, записывается на пластинки; среди его записей выделяются концерты Моцарта, поздние сочинения Брамса, ноктюрны и мазурки Шопена, "Мимолетности" Прокофьева и, конечно, полное собрание фортепианных сочинений И. Сука на пяти дисках, законченное в середине 70-х годов. Но артист не гонится за количественной стороной исполнительской работы; напротив, он нередко отказывается от длительных зарубежных гастролей, посвящая время педагогике и публицистической деятельности. С 1961 года Штепан ведет класс фортепиано в Академии искусств, он выступает в печати как критик, читает лекции, а также сопровождает интереснейшими пояснениями свои концерты для молодежи. Все это еще больше увеличивает его популярность.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!