ШАЦКЕС Абрам Владимирович (13. VIII 1900 - 4. II 1961)

Начиная с 50-х годов Шацкес появлялся на концертной эстраде сравнительно редко. Тем не менее его выступления, как правило, привлекали внимание музыкальной общественности. Со временем его исполнительская манера и репертуарные склонности не претерпели особенных изменений. В наиболее интенсивный период концертной деятельности (1920-1930-е годы) Шацкес включал и свои программы произведения Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Листа, Шопена, Шумана, Брамса, Франка. И в каждом случае ему более всего удавались лирические страницы. В одной из первых рецензий на концерты пианиста в журнале "Музыка и революция" говорилось: "Его мягкий, красивый и разнообразный звук очень хорошо подходит к произведениям Метнера, на которых он и специализировался, достигая большой тонкости и отличных звучаний, но в исполнении им сонат Листа и Шопена не хватает мощи и виртуозности. Оба концерта укрепили в нас мнение о Шацкесе как прекрасном камерном пианисте, имеющем все данные этого стиля"...

Да, именно музыка Метнера в наибольшей степени отвечала художественным склонностям пианиста-лирика, глубокого и серьезного музыканта. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что именно Метнер (а также К. Н. Игумнов) был педагогом Шацкеса в Московской консерватории. Практически в его репертуаре были все фортепианные сочинения композитора, включая и три концерта. На протяжении всего творческого пути ученик оставался верен своему учителю, его заветам, а главное, его музыке. "Пианист Шацкес,- писал К. Корчмарев,- исполнил программу из произведений Метнера и тем еще раз подтвердил свою репутацию одного из лучших исполнителей и пропагандистов музыки этого композитора... По характеру пианизм Шацкеса преимущественно мягкий, склонный к лирике и почти все исполненные им произведения укладываются в пределы его возможностей, особенно Соната-баллада, „Забытые мотивы", сказки".

Как уже было сказано, с течением времени Шацкес снизил концертную активность, уделяя основное внимание педагогической работе в Московской консерватории, где он вел занятия после окончания аспирантуры (1928), а в 1935 году получил звание профессора. "Отличительными свойствами Абрама Владимировича,- говорил А. Б. Гольденвейзер,- были глубокая моральная и профессиональная честность, исключительная работоспособность, бескорыстная любовь к труду". Сосредоточившись на педагогике, Шацкес все-таки и в послевоенные годы появлялся на эстраде. Хотя и изредка, но московские слушатели встречались с ним и в Большом и в Малом залах консерватории. И вновь одним из первых он способствовал возрождению интереса к метнеровскому наследию, проникновенно исполнял и другие сочинения, в частности. Сонату си-бемоль мажор Шуберта. Оценивая эту интерпретацию пианиста, Л. Живов писал в 1953 году: "Шацкес умело раскрывает пронизанную драматизмом лирику сонаты. Он находит разнообразие фортепианных красок, соответствующее богатству чувств и настроений произведения".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!