Аркадий СЕВИДОВ

СЕВИДОВ Аркадий Гаврилович (р. 8. XI 1947)

Народный артист РФ (1998)

70-е годы выдвинули на концертную эстраду значительную группу исполнительской молодежи. Среди пианистов этого "призыва" - Аркадий Севидов, сравнительно быстро привлекший внимание аудитории индивидуальностью творческого характера, определенностью фортепианного почерка.

Еще будучи студентом Московской консерватории по классу Л. Н. Оборина, он успел завоевать первую премию на Всесоюзном конкурсе (1969) и четвертую награду Конкурса имени Чайковского (1970). Уже на этом этапе отмечалась "внутренняя убежденность" молодого пианиста (впрочем, по меткому выражению Д. Д. Благого, не всегда переходящая в убедительность). Слушатели оценили содержательность его музицирования, открытый темперамент (скажем, в произведениях Листа), иногда, правда, бьющий через край. Издержки молодости не мешали Севидову добиваться впечатляющих удач, прежде всего в музыке, насыщенной яркой эмоциональностью или поэтичной лирикой. "Вообще в исполнении артиста,- говорится в рецензии М. Овчинникова,-не встретишь „мертвых нот", надуманного схоластического расчета, который, что греха таить, нередко встречается у современной исполнительской молодежи... Обращаясь к залу, он говорит с ним искренне, от сердца".

После окончания консерватории (1972) Севидов занимался у Л. Н. Оборина в аспирантуре (1972-1974), оттачивая мастерство, приобретая концертный опыт, расширяя репертуар. Все это, естественно, принесло плоды, как бы уравновешивая отдельные черты артистического облика музыканта.

По наблюдениям критиков особенно высокой исполнительской культурой, художественной достоверностью и стилистической чистотой отличаются его интерпретации шедевров русской классики - Первого концерта и "Времен года" Чайковского, "Картинок с выставки" Мусоргского, прелюдий Скрябина, многих пьес Рахманинова, Метнера, крупных сочинений Прокофьева. Названными именами, конечно, не исчерпывается концертная афиша пианиста, который ведет интенсивную гастрольную деятельность. Монографическую программу посвящает он музыке Шопена, своеобразно интерпретирует многие сонаты Моцарта и Бетховена, баллады Брамса, пьесы Шуберта, Листа, Шумана, Равеля. Старший коллега Севидова И. Жуков писал: "Прошедшие со времени конкурса годы подтвердили самостоятельность севидовского "лексикона", севидовской интонации, севидовской манеры. Он не даст слушателю остаться равнодушным, потому что определенно знает, чего хочет... в игре Севидова всегда налицо замысел, он порой уже достаточно "своенравен", но во многом хорошо "дисциплинирован".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!