Жозе Карлос СЕКЕЙРА КОСТА

СЕКЕЙРА КОСТА Жозе Карлос (р. 1929)

С португальским пианистом наши любители музыки познакомились впервые в 1958 году, в дни Первого международного конкурса имени Чайковского. В свои 29 лет он оказался самым молодым членом жюри, и по возрасту вполне мог бы быть не среди судей, а среди участников. Но для Секейра Косты пора состязаний была уже позади. Окончив Национальную консерваторию в Лиссабоне по классу крупнейшего португальского музыканта, ученика Листа Виана да Мота, он уже в 1951 году с успехом выступил в Париже, на конкурсе М. Лонг - Ж. Тибо, став обладателем второй премии. В тот период молодой артист совершенствовался у Ж. Феврие и М. Лонг, а также брал уроки у Э. Фишера в Люцерне. С 16-ти лет он непрерывно концертировал, был обладателем ряда национальных отличий и премии им. X. Коэн, полученной в Лондоне за интерпретацию бетховенской музыки, выступал в десятках городов разных континентов. Словом, это был достаточно опытный и известный артист, чье участие в жюри не вызывало недоумения.

Вскоре после конкурса артист впервые дал концерты в СССР и сразу завоевал симпатии слушателей. Впоследствии он не раз возвращался в нашу страну, объездил многие крупные культурные центры, представ перед публикой как серьезный, думающий художник, со своим - правда, достаточно узким - творческим диапазоном. Еще в 1961 году М. Смирнов отмечал в журнале "Советская музыка", что "одна из основных черт исполнительского стиля Секейра Косты - самоограничение динамических красок. Масштаб звучания по существу невелик. Но в пределах всего лишь от пиано до меццо-форте артист создает разнообразнейшие колористические нюансы... Его искусство, видимо, не знает буйных вспышек кульминаций, поэтому и не поражает вначале. Но слушая Косту, входишь в своеобразный мир его "„ювелирных" лирических образов и убеждаешься в том, что перед тобой по-своему, необычно мыслящий, тонкий художник".

Эта характеристика в основном остается верной и по сей день, хотя не подлежит сомнению, что с годами артисту удалось несколько преодолеть камерность своей манеры. Разнообразнее и богаче стал и его репертуар. Высшие достижения Секейра Косты связаны с интерпретацией музыки Шопена, Шумана, Равеля и Альбениса. Не случайно английский критик Дж. Метюэн-Кампбелл отмечал: "Ни один человек, слышавший Секейра Косту в концерте не может отрицать, что он является пианистом высшего класса в том, что касается технической стороны игры. Право, немного найдется представителей пианистической элиты, способных в такой степени сосредоточенно на чисто музыкальном аспекте этюдов Шопена, преодолеть их технические трудности. Игра Секейра Косты в целом скорее эклектична, чем своеобразна, и его стиль не отличается спонтанностью. Но это, само по себе, в данном случае не такой уж порок, если вспомнить, как артисты ранга Черкасского или Фу Цуна, пытаясь подойти к этой музыке с предельной спонтанностью, доказали, что это почти невозможно".

Несмотря на многочисленные гастроли на всех континентах, известность Секейра Косты до последнего времени была сравнительно невелика. Лишь выход в свет нескольких пластинок заставил европейскую и американскую публику обратить на него внимание. Но у себя на родине он уже давно пользуется исключительной популярностью не только как артист, но и как общественный деятель. Он был инициатором многих прогрессивных начинаний, в том числе основателем Международного конкурса имени Виана да Мота, в черные дни фашистской диктатуры добивался приглашения в Португалию советских артистов.

В последующие годы Секейра Коста стал другом многих ведущих музыкантов как Микеланджели, Нейгауз, Рихтер и Гилельс, и сотрудничал с такими артистами, как Генрик Шеринг, Ицхак Перльман, Эльмар Оливейра, Павел Коган, Жан-Пьер Валле, Игорь Ойстрах, Янош Старкер, и дирижёры Пауль Клецки, Йозеф Кайльберт, Тибор Песек, Эдуардо Мата, Кристофер Симен, Давид Цинман, Вальтер Зюскинд, Максим Шостакович и многие другие.

В настоящее время Секейра Коста продолжает гастролировать и выступает на ведущих площадках мира, а также является членом жюри престижных фортепианных конкурсов.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!