Дмитрий САХАРОВ

САХАРОВ Дмитрий Николаевич (5. XII 1937-17. VII 2003)

В разнообразном репертуаре пианиста важное место принадлежит русской музыкальной классике. Эту любовь к отечественной фортепианной музыке Сахаров унаследовал от своего педагога Л. Н. Оборина, по классу которого он окончил в 1962 году Московскую консерваторию, а затем до 1965-го совершенствовался в аспирантуре. Он играет многие произведения Чайковского, Мусоргского ("Картинки с выставки"), Рахманинова (в том числе собственную транскрипцию романса "Весенние воды"), Скрябина. А в одном из своих клавирабендов Сахаров целое отделение (редкий случай!) посвятил творчеству Балакирева, исполнив переложение "Жаворонка" Глинки, Мазурку ре мажор. Польку, ре-бемоль-мажорный Этюд, Токкату, восточную фантазию "Исламей". Интерес к национальному репертуару проявился, скажем, и в том, что в 1978 году Сахаров первым исполнил оригинальный Концерт для фортепиано с оркестром русских народных инструментов Л. Сидельникова. В исполнении пианиста часто звучат и другие сочинения советских композиторов. В свое время Г. Г. Нейгауз отмечал глубокую природную музыкальность Сахарова, цельность его исполнительских замыслов, естественную выразительность игры. Эти лучшие качества артиста и в первую очередь высокая музыкальная культура сказываются также в интерпретации многих произведений Бетховена, Листа и особенно Шопена (в 1955 году Сахаров был участником Шопеновского конкурса в Варшаве и завоевал там девятую премию).

В восьмидесятые годы пианист предложил вниманию слушателей ряд новых содержательных программ из произведений зарубежных классиков. По свидетельству критиков, шумановская стилистика ("Крейслериана") "предстала у него нервной, взвинченной, порой парадоксальной, словно пронизанной импульсами, исходящими от нашего беспокойного века". Не менее убедительным выглядело прочтение сочинений Баха и Генделя. "Музыка этих мастеров,- отмечалось в обзоре концертной жизни,- несомненно близка типу музицирования, который исповедует Сахаров. В самых общих чертах о типе этом скажем так: как можно меньше внешних эффектов, чужеродных "примесей" и иллюзий, как можно больше выявления истинного смысла, основного, самого важного в музыкальной ткани, в образно-смысловом развитии произведения. Подобная манера осталась бы чистой декларацией, если бы не опиралась на отточенное мастерство инструменталиста: великолепную артикуляцию, культуру самого прикосновения пальцев к клавиатуре. Отсюда качество звуковедения и фразировки, воспроизводящей неповторимый интонационный рельеф каждого данного момента развертывания музыки..."

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!