Чарлз РОЗЕН

РОЗЕН Чарлз (р. 5. V 1927)

Положение, которое занимает этот исполнитель на горизонте мирового пианистического искусства, определяется двумя факторами: своеобразием его собственного исполнительского почерка и той тройной ролью артиста, педагога и ученого, которую он успешно исполняет вот уже несколько десятилетий. Надо заметить, что указанные факторы в значительной степени взаимосвязаны с самого начала его карьеры.

Розен получил фундаментальное образование, занимаясь сначала у ряда педагогов частным образом (в их числе были И. Венгерова и Р. Казадезюс), а затем под руководством М. Розенталя в Принстонском университете. И в ту пору он проявлял одинаковый интерес как к самой исполнительской практике, так и к вопросам анализа, формообразования, стилистики. И характерно, что вслед за дипломом магистра искусств (1949) он получил и степень доктора философии (1951). Спустя два десятилетия вышла первая фундаментальная работа Розена - "Классический стиль", посвященная творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена и оказавшая немалое воздействие на современных американских пианистов. В 1975 году появилась его монография "Арнольд Шёнберг", а пять лет спустя - книга "Сонатные формы".

Этот научно-философский подход к музыке наложил отпечаток и на его собственную игру, предопределил ее суховатый, аналитический характер. Вместе с тем чисто пианистические возможности артиста позволили ему овладеть широким репертуаром, в котором фигурируют столь разные авторы, как Шуман и Дебюсси, Равель и Барток, Лист и Бетховен. Но в применении к различным композиторам и музыкальным стилям метод Розена дает, естественно, очень неравноценные результаты.

Наиболее своеобразно и до известной степени плодотворно преломляется в пианизме Розена искусство Бетховена. Около двух десятилетий назад видный американский критик Р. Каммерер очень точно определил характер игры пианиста: "Розен обладает самобытным даром, который позволяет ему идти своим одиноким путем. Сведя игру на фортепиано к точной науке, он, кажется, не обеспокоен теми болезнями и слабостями, которые присущи человеческому сердцу. Его метод может быть назван „ледниковым", а его игра заключает в себе нечто от морозного блеска усеянного звездами зимнего ночного неба. Быть может, никакая электронно-вычислительная машина не смогла бы с такой тщательностью исследовать текст бетховенского „Хаммерклавира" и более действенно выразить результаты этого исследования. И с того момента как он уяснил себе окончательно, что это произведение содержит столько-то пианиссимо, и столько-то форте, он достиг покоряющей легкости исполнения, которое было куда более эффективным, чем „демонический" подход к произведению... Возможно, игра Розена и не трогает сердце, но она безусловно стимулирует работу мозга". Недавно эта образная оценка получила новое подтверждение в удивительно точной по мысли и исполнению записи Вариаций на тему Диабелли, отмеченной редкой логикой и глубиной мысли.

Совершенно иные результаты приносит этот подход при соприкосновении пианиста с музыкой романтиков: "Крейслериана" Шумана, ноктюрны Шопена, "Дон-Жуан" Листа теряют под пальцами артиста свое трепетное обаяние, взволнованную первозданность, хотя все ноты вроде бы на месте и все нюансы точно соответствуют ремаркам автора. Интерпретация артистом музыки импрессионистов значительно интереснее: правда, многие оттенки настроений и не попадают в его поле зрения, зато сама тонкая звукопись передается на редкость рельефно, все линии "прочерчены" и ощутимы. А лучше всего зарекомендовал себя Розен как страстный пропагандист современной музыки. В его репертуаре - большая часть фортепианного наследия Шёнберга, Стравинского, Бартока, сонаты и пьесы П. Булеза, сочинения Э. Картера.

Иные критики, не понимая специфики творческого метода Розена, делают попытку объяснить отрицательные стороны его искусства недостатком практики. Но сам он опровергает это мнение, подчеркивая, что артистическая деятельность остается основной его профессией; он концертирует 11 месяцев в году.

С 1972 году он является профессором Университета штата Нью-Йорк, где читает курс лекций по проблемам интерпретации. А в свободное время он занимается научной работой. Артист также охотно выступает с лекциями по телевидению, увлекательно рассказывая о музыке и сопровождая разговор исполнением.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!