Паскаль РОЖЕ

РОЖЕ Паскаль (р. 6. IV 1951)

Старт артистической карьеры французского музыканта оказался ранним. Первой его учительницей была мать, неплохая пианистка и органистка, занимавшаяся с мальчиком до десяти лет. В одиннадцать он поступил в Парижскую консерваторию и тогда же впервые выступил с оркестром, а спустя три года закончил это учебное заведение с первой премией по классу профессора Л. Декав (на следующий год получив первую премию также по разделу камерного ансамбля). В 1967 году Роже стал лауреатом Международного конкурса имени Энеску в Бухаресте (пятая премия). Казалось бы, можно начинать артистическую деятельность. В действительности до зрелости было еще очень далеко. Ни технический аппарат, ни музыкальная культура молодого парижанина не достигли еще к моменту окончания консерваторского курса достаточно высокого уровня; это, впрочем, не удивительно, ибо Парижская консерватория лишь условно может считаться высшим учебным заведением и как правило ее выпускникам требуется немалая "шлифовка". Роже повезло: на выпускном экзамене его услышал Джулиус Кетчен и сам выразил желание заниматься с юным коллегой. Это произошло как раз в тот момент, когда, по признанию самого Роже, он "был уже не студентом, но не был еще пианистом". "Благодаря Кетчену,- продолжает он,- я узнал, что такое в действительности рояль и как строить произведение. Мне думается, опасность обучения в любой музыкальной школе мира заключается в том, что там сперва расчленяют музыку на отдельные части, а затем учат искусственно складывать их. Кетчен научил меня, как строить форму пьесы от начала до конца, охватывая ее одним взглядом".

Вскоре после успешного дебюта Роже в Париже (1969) Кетчен писал: "Последние три года я испытывал настоящее счастье, занимаясь с французским пианистом, который только что имел такой триумф в зале „Гаво" в Париже, какого здесь не помнят уже много лет. Паскаль Роже-прирожденный, естественный виртуоз, границу технических возможностей которого мне пока не удалось установить... Он обладает той редкой „общительностью", шармом, которые мгновенно захватывают публику; в его игре присутствует большой романтический размах и одновременно исключительная ритмическая живость, он извлекает из инструмента красивый звук и обладает поэтичностью, присущей самым тонким из французов".

Сейчас, просматривая старые рецензии тех лет, приходится признать, что учитель был, пожалуй, слишком щедр на похвалы. Критики тех лет нередко отмечали у Роже и отсутствие ритмического пульса (в "Экспромтах" Шуберта, например), и просто технический брак (в пьесах Листа), и даже "полную техническую беспомощность и некрасивый звук, отсутствие стилистического чутья" (во Втором концерте Сен-Санса). Это, впрочем, не помешало ему активно концертировать, и постепенно тон критики начинает меняться. После его нью-йоркского дебюта в январе 1975 года журнал "Мюзикал Америка" уже констатировал: "В свои 23 года Роже демонстрирует феноменальную техническую уверенность, которая сама по себе обеспечивает ему овации публики на несколько лет вперед". Но наряду с этим в его игре проявляется теперь и рафинированность чувств, тонкое умение передать музыкальный колорит.

Ныне, спустя годы, о Паскале Роже всерьез говорят как об одном из самых разносторонних артистов своего поколения. Он записал несколько пластинок, среди которых наибольшее внимание привлекли звучащие собрания сочинений Равеля и Дебюсси, все три концерта и Рапсодия для фортепиано с оркестром Бартока (с Лондонским симфоническим оркестром, дирижер В. Веллер), Симфонические вариации Франка (Кливлендский оркестр, дирижер Лорин Маазель). Его игра по-прежнему не вызывает, правда, единодушных восторгов. Ярче всего раскрывается талант артиста пока что в фортепианных миниатюрах, требующих импрессионистической красочности, подчас экспрессивной взрывчатости. После выхода первого альбома с сочинениями Дебюсси критик Э. Линдеман отметил: "То, чего ждали уже некоторое время, теперь становится бесспорным фактом: ученик Кетчена, благодаря не в последнюю очередь своей огромной мануальной подвижности и поразительной аналитической остроте, поднялся в своем развитии на высоту, которая позволяет ему соперничать в интерпретации этой музыки с самыми большими мастерами". Однако для крупных полотен артисту еще недостает масштабности мышления, умения подходить к кульминации. Медленнее, чем многие его сверстники, Роже расширяет свой репертуар. До последнего времени он честно признавался, что не готов к интерпретации романтиков, что Шопен, да и Шуман, Бетховен нередко ставят перед ним такие задачи, решить которые ему не под силу. Сравнительно лучше удаются ему Брамс и Шуберт. Среди современных композиторов наиболее близок артисту А. Дютийе, произведения которого он интерпретирует с большой тонкостью и выразительной силой. Впрочем, Роже и сейчас имеет в запасе достаточно времени, чтобы оправдать возлагавшиеся на него надежды.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!