Бернар РИНГЕЙССЕН

РИНГЕЙССЕН Бернар (р. 15. V 1934)

Перед нами - типичный продукт расцвета конкурсной эпохи, точнее, того ее периода, когда множество международных соревнований уже распространилось по всему свету, но среди них еще не выделились те пять-шесть, которые ныне возвышаются над остальными. В ту пору на мировом концертном рынке еще ценилось не только качество конкурсных наград, но и их количество, и многие одаренные артисты кочевали из страны в страну в поисках творческой удачи.

Бернар Рингейссен был среди них едва ли не чемпионом. Почти десятилетие он участвовал самых различных соревнованиях и всякий раз получал одну из высших наград. Правда, первую из этих многочисленных премий он завоевал как лучший выпускник своего курса в Парижской консерватории, где учился по классу профессора Ж. де Лоснай. Затем последовали внушительные победы: 1954 год - вторая премия на конкурсе имени Казеллы и первая - на Женевском конкурсе; 1955 - четвертая премия на Шопеновском конкурсе в Варшаве и вторая (вместе с Д. Башкировым) на конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (первая не была присуждена). Наконец, в 1962 году артист поставил победную точку, выиграв крупный Международный конкурс в Рио-де-Жанейро. Яков Зак, входивший тогда в жюри, дал ему такую характеристику: "Эльзасец Рингейссен - умелый исполнитель, прекрасный, даровитый пианист. Но ему не хватает свежести, дерзости; желание достичь безупречности ограничивает его порыв, свободу дыхания. Однако мастер он отменный, и его исполнение ряда пьес запомнилось надолго..."

К середине 60-х годов облик артиста в целом сложился. Постепенно ему удалось до известной степени избавиться от сковывающего влияния конкурсных требований, вырасти в художественную личность. Вместе с тем "конкурсная лихорадка" оставила определенный след в репертуаре, и по сей день весьма пестром, не отражающим определенных пристрастий артиста. Здесь - концерты Шопена и Брамса, Равеля и Рахманинова, пьесы Баха, Рамо, Шуберта, Листа, Шумана, Сен-Санса, и конечно, Дебюсси и Равеля.

Вместе с тем этот репертуар, а точнее исполнение Рингейссеном тех или иных пьес, дает основание говорить о сильных и слабых сторонах дарования пианиста. Это серьезный, достаточно уверенный в себе артист, в чем не раз могли убедиться советские слушатели. Он играет надежно, технически безупречно, обладает полным и благородным по тембру звуком, проявляя неизменно элегантность и истинно французское изящество. При этом более всего удаются ему произведения красочные, требующие широты и разнообразия фортепианной палитры.

Мало кто умеет, как Рингейссен, "высветить" все оттенки фортепианных миниатюр Дебюсси, ему под силу передача бурных чувств и напряженной моторики Седьмой сонаты Прокофьева, но в концертах Брамса, несмотря на обаяние лирических эпизодов, не ощущается драматургической цельности, философской глубины. Оценивая его исполнение Второго концерта Сен-Санса, один из критиков подметил: "Приметы, характерные для пианизма Рингейссена, легко определимы: мощный, хотя и не всегда глубокий удар, выразительность акцентов, подчеркивание метрического пульса, отстранение на второй план микромотивов и фигурации в пользу основных слагаемых длинной фразы, большое колористическое богатство, дифференциация красочных планов, регистров, выделение дополнительных оттенков при помощи различной артикуляции звуков. А все вместе - специфическое соединение рациональности и чувственности, позволяющее прочерчивать в произведении искусства не столько целое, сколько своеобразие его эстетических слагаемых".

Названные качества делают Рингейссена отличным исполнителем современной музыки. В частности, высокую оценку критики получил вышедший в конце 70-х годов альбом пластинок, зафиксировавший его интерпретацию всей фортепианной музыки Стравинского (в том числе четырехручных произведений - совместно с А. Горогом).

Ныне Бернар Рингейссен - один из ведущих мастеров французской пианистической школы. Он пользуется авторитетом и как педагог, принимает участие в крупных международных соревнованиях, но теперь уже в качестве члена жюри, ведет мастерклассы на "Моцартеуме" в Зальцбурге, на Интернациональном летнем семинаре в Веймаре. Сделал много записей для Ades, Calliope, Harmonia Mundi.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!