Ханс РИХТЕР-ХААСЕР

РИХТЕР-ХААСЕР Ханс (р. 6. I 1912 - 13. XII 1980)

Поколение пианистов, выросшее в Германии в период между двумя мировыми войнами, не было особенно "урожайным" на таланты; его представители не могли, как правило, составить достойную смену корифеям, которые находились в зените. И когда после второй мировой войны концертная жизнь вернулась в свою обычную колею, большинство из них сошло со сцены, превратившись в музыкантов сугубо местного значения. Одно из немногих исключений - Ханс Рихтер-Хаасер.

Рихтер-Хаасер дал свой первый концерт в 1928 году еще в качестве студента Дрезденской консерватории. Позже он не без успеха пробовал свои силы не только как пианист, но и как дирижер, а также писал музыку. В 1945-1947 годах артист занимал пост дирижера городского оркестра в Детмольде, где прозвучал и ряд его сочинений - Симфония, Фортепианный концерт. Но все же основной профессией его стала игра на фортепиано. С 1946 года Рихтер-Хаасер преподает в детмольдской Музыкальной академии, с 1955-го носит звание профессора, с 1963-го ведет класс высшего мастерства, передавая молодежи свой немалый опыт и традиции немецкого пианистического искусства.

Артистическую известность Рихтер-Хаасеру принесла прежде всего интерпретация Бетховена. Его исполнительская манера - олицетворение солидного, добротного пианизма, унаследовавшего от немецкой традиции мужественность, строгую ритмическую дисциплину, сдержанность в проявлении темперамента. Все эти качества в искусстве пианиста предстают хотя и четко выраженными, но в какой-то степени вторичными. В этом плане характерен отзыв видного западногерманского музыковеда К. Шумана на его исполнение Пятого концерта Бетховена: "Артист рассматривает это произведение в строго классическом свете, умеряет страсть в октавах, не любит ни слишком чеканных крещендо, ни декрещендо, делает короткие, острые акценты, с видимым удовольствием „выигрывает" эпизоды пиано и пианиссимо, придает адажио некоторую благородную отстраненность, отдает предпочтение светлому, чистому, не тронутому педалью звуку. Его техника выдает знание Баха - независимость рук, контрапунктическое мышление, чувство отдельных линий. Большие кульминации - не его стихия. Титаническое он укрощает - правда, достаточно благородно. Рихтер-Хаасер рисует не маслом, а тонким, отточенным карандашом и не всегда избегает опасности академизма, особенно если сравнивать его игру с игрой Фишера, Бакхауза, Кемпфа". С этим мнением перекликается и оценка исполнения артистом сольных произведений Бетховена, данная американским музыковедом X. Голдмисом: "Рихтер-Хаасер никогда не заходит слишком глубоко и тем самым избегает риска стать утомительно „значительным". Короче говоря, его Бетховен обычно - хотя и не всегда - надежный и достоверный, но иногда это становится скучным".

Справедливости ради следует сказать, что Рихтер-Хаасер имел довольно большую аудиторию, и его многочисленные пластинки с записью музыки Бетховена, Шуберта, Шумана неплохо расходятся. Все-таки в большинстве случаев это "качественная" интерпретация, позволяющая донести до слушателя достоинства произведений, что уже немало. К числу творческих удач артиста критика относит также запись Второго концерта Брамса (с оркестром под управлением Г. Караяна) и "Картинок с выставки" Мусоргского. Все это позволяло артисту на протяжении нескольких десятилетий быть лидером западногерманских пианистов.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!