Роберт РИФЛИНГ

РИФЛИНГ Роберт (р. 17. IX 1911 - 1988)

По мнению знатоков, у Роберта Рифлинга с самого начала были все данные, чтобы вырасти в артиста мирового масштаба. Все - кроме одного: стремления делать карьеру. Может быть, поэтому ни прекрасная подготовка, ни успехи на концертных эстрадах мира столь долго не приносили ему того признания, которого он, бесспорно, достоин как крупнейший пианист Норвегии. Даже на родине исполнителя к нему долгое время относились скорее с уважением, нежели с почетом, которым должно быть окружено имя музыканта такого масштаба. Рифлинг родился в Осло в семье известного органиста и фаготиста, выходца из Германии. Начальное музыкальное образование он получил здесь же у Н. Ларсена и уже в 1925 году дал свой первый сольный концерт; потом обучался в Германии под руководством знаменитого Карла Лаймера - учителя В. Гизекинга и соавтора его своеобразной пианистической методики, основанной прежде всего на пальцевой технике. Расширению кругозора пианиста помогли последующие занятия у В. Кемпфа и Э. Фишера: Рифлингу удалось почерпнуть для себя много ценного в практике двух столь противоположных художников, один из которых (Кемпф) сделал своим девизом творческую свободу в подходе к проблемам формы и динамики, а другой (Фишер) проповедовал строгое следование заветам классиков. Артистический облик Рифлинга был чужд крайностей, и поэтому идеи обоих мастеров способствовали формированию серьезного, разностороннего музыканта.

Во второй половине 30-х годов кривая успехов Рифлинга резко пошла вверх. В 1936 году он побеждает на конкурсе музыкантов скандинавских стран в Копенгагене, а затем становится лауреатом легендарного Брюссельского конкурса 1938 года (шестая премия). Это позволило ему начать широкую концертную деятельность, выступать с лучшими дирижерами того времени - Ф. Бушем, Б. Вальтером, Т. Бичемом, записать несколько пластинок. Но вскоре началась мировая война, и концертная жизнь замерла; артист, находившийся в оккупированной фашистами Норвегии, постепенно выпал из поля зрения любителей музыки.

В послевоенные годы Рифлингу пришлось заново завоевывать известность, и это удалось ему далеко не сразу. Лишь в начале 60-х годов слушатели (а затем и критики) Европы и Америки с некоторым удивлением заново открыли для себя норвежского пианиста, убедившись, что, как отмечал Х.-О. Шпингель, "он принадлежит к числу значительных музыкантов нашего времени". При этом Рифлинг отнюдь не собирался искать лавров в соперничестве с молодыми и технически более уверенными в себе покорителями концертных эстрад; его оружием был тонкий, элегантный пианизм, серьезная, продуманная игра в духе заветов его учителя К. Лаймера и традиций Гизекинга. "Ветер виртуозности минует его,- отмечал упомянутый критик.- Но тот, кто слышал Рифлинга, познал чистую радость простого слушания музыки".

Такому характеру искусства пианиста полностью соответствует и его репертуар - достаточно обширный, но всегда оптимально отвечающий его художественным склонностям. Краеугольные камни этого репертуара - творения классиков, музыка Грига и произведения современных норвежских авторов. Во многих странах его узнали и оценили прежде всего как отличного (и одного из немногих) интерпретатора баховского "Хорошо темперированного клавира". Именно в этой, с виду простой музыке раскрываются лучшие качества артиста. X. О. Шпингель пишет: "Симпатичный господин в очках, улыбаясь, кланяется, садится за рояль и, кажется, потом весь вечер прислушивается к себе, к какому-то внутреннему голосу. Совершается чудо: это педагогическое сочинение, эти переплетающиеся линии превращаются в звуки, в музыку - напряженную, живую, дышащую музыку. Рифлинг наполняет ее таким напряжением, что кажется, будто услышишь даже пресловутую падающую булавку; и притом - никаких следов пианистической нарочитости „интерпретатора". При такой концентрации на том, чтобы выявить форму, сделать неслышимое - слышимым, не остается места для демонстрации возможностей собственных пальцев".

Широкое признание получила также интерпретация Рифлингом сонат Бетховена, Моцарта и Гайдна, большинство из которых записано им на пластинки. И тут - то же погружение в музыку, нежелание выдвигать себя на первый план. "Это пианист,- писал И. Харден,- который скорее не „интерпретирует", представляет Бетховена, а в гораздо большей степени отступает на второй план как слуга музыки, заботясь лишь о том, чтобы с величайшей тщательностью донести до слушателя текст со всеми его динамическими обозначениями и акцентами". Не менее высоко оценено повсюду и его исполнение Гайдна - "строгое, сильное и весомое, хотя и лишенное допустимого в этой музыке шарма",- как писал один из норвежских критиков. Что же касается музыки Грига, то нельзя забывать - именно Рифлинг во многом открыл ее заново европейским слушателям, ибо у подавляющего большинства современных пианистов эта простая, невыигрышная музыка не в большом почете. Здесь, в обращении к родным корням, его игра приобретает порой несвойственный ей романтический оттенок, теплоту. Наконец, немало сделал артист и для популяризации сочинений своих современников. В частности, в его репертуаре - цикл "Людус тоналис" Хиндемита, редко исполняемый другими пианистами, а также многие пьесы норвежских авторов - Ф. Валена, К. Эгге, Э. Фойфлета-Брайена, X. Северуда и других.

Рифлинг давно уже пользуется высокой репутацией как педагог. Вместе со своим старшим братом Реймаром Рифлингом (1898), тоже учеником Лаймера и талантливым пианистом, он основал в Осло в 1941 году собственную школу, где и преподавал долгие годы. В 1967-1973 годах Рифлинг был профессором консерватории в Копенгагене, а с 1973 по 1981 - Высшей музыкальной школы в Осло. Последние годы принесли музыканту также заслуженную популярность у слушателей, особенно в странах Скандинавии. В 1971 году он был удостоен Норвежской музыкальной премии.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!