Франтишек РАУХ

РАУХ Франтишек (р. 4. II 1910 - 1995)

Вот уже более полувека этот музыкант играет важную роль в художественной жизни Чехословакии, достойно представляет ее исполнительское искусство за рубежом. Однако с течением времени роль эта существенно меняется. В юные годы Раух проявлял незаурядные технические способности. Они были замечены его первым педагогом Э. Миколкой и развиты в ходе занятий в Пражской консерватории у профессора К. Гофмейстера, которую Раух окончил в 1931 году. Но, уже начав самостоятельную артистическую деятельность, он почувствовал, что амплуа виртуоза, преимущественно исполнителя романтической музыки, его не вполне устраивает, и вновь поступил в консерваторию - на сей раз в класс композиции В. Новака. До сих пор никто не знает, стал ли Раух композитором: если он и писал музыку, то никому ее не показывал. Но влияние Новака на его пианистический стиль, на углубление его исполнительских концепций и расширение репертуарных горизонтов несомненно.

Уже тогда Франтишек Раух зарекомендовал себя как тонкий музыкант, отличный интерпретатор масштабных полотен композиторов прошлого. Был известен, прежде всего, как исполнитель Шопена, возглавлял чехословацкое Шопеновское общество. В его программах основное место, помимо Шопена, принадлежит Моцарту, Бетховену, Шуману, а также крупнейшим чешским авторам - Сметане, Дворжаку, Суку, Новаку. За исполнение произведений Роберта Шумана был удостоен Премии Роберта Шумана (1979). Умное, взвешенное и в то же время окрашенное искренностью чувства мастерство Рауха получило признание еще в довоенные годы как на родине музыканта, так и за рубежом - во Франции, Бельгии, Дании. В послевоенные годы - вплоть до наших дней - он активно концертирует, побывал в большинстве стран Европы (в том числе в СССР), гастролировал в Южной Америке и Японии, сделал много удачных записей, высоко оцененных специалистами. Его репертуар пополнился за это время не только классическими произведениями, но и музыкой современников - К. Б. Ирака, Я. Ржидкого, Э. Аксмана, П. Эбена и других. Но особенно высоко ценится и сегодня трактовка пианистом сочинений классики, привлекающая редкой безыскусственностью, ясностью замыслов.

Биограф Рауха музыковед Я. Кржиж пишет: "Восхищение вызывает его современный подход к Бетховену, в определенном смысле нетрадиционный, но не нарушающий классический характер произведения. Сонаты молодого Бетховена Раух исполняет свободнее с точки зрения выразительности, менее педантично, чем его поздние сонатные опусы. И его интерпретация способна убедить слушателя, что такой подход вполне оправдан". Шопен Рауха привлекает своеобразным подчеркиванием славянских элементов музыки композитора, отсутствием чрезмерных агогических отклонений и ложной сентиментальности. В числе лучших достижений мастера - интерпретация фортепианных концертов Бетховена, Шумана, Шопена, Листа, Симфонических вариаций Франка, а из отечественной музыки - "Чешских танцев" Сметаны и "Героической сонаты" Дворжака, которые он особенно охотно включает в свои программы.

Лауреат Государственной премии имени Готвальда, народный артист ЧССР Франтишек Раух с 1939 года вел плодотворную преподавательскую деятельность - сначала в Пражской консерватории, а затем (с 1946) - в Академии искусств. Здесь он воспитал целую плеяду артистов, достойно представляющих "школу Рауха" на мировых эстрадах; среди его учеников - А. Емелик, В. Каменикова, И. Кланский, Р. Кратцман, Я. Новотный, П. Эбен.

Франтишек Раух записал около 60 дисков.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!