Сергей Рахманинов

Рахманинов Сергей Васильевич (20. III 1873 - 28. III 1943)

Русский композитор пианист и дирижер. Происходил из дворянской семьи, в которой большое внимание уделялось домашнему музицированию. Дед композитора Аркадий Александрович Рахманинов (1808-1881) был известным в середине 19 века пианистом-любителем, учился у Дж. Фильда, выступал в любительских концертах. Музыкальная одаренность Сергея Рахманинова проявилась рано. С 4-х лет он начал обучаться игре на фортепиано под руководством матери, а затем пианистки А. Д. Орнатской. С 1882 г. учился в Петербургской консерватории (класс фортепиано В. В. Демянского). В 1885 г. по настоянию А. И. Зилоти, его двоюродного брата, перешел в московскую консерваторию в класс Н. С. Зверева (жил и воспитывался в его доме до 1889 г.). На старшем отделении консерватории (с 1888) занимался у Зилоти (ф-но), А. С. Аренского (гармония, канон и фуга, инструментовка, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма). Большое влияние на Рахманинова оказал П. И. Чайковский, распознавший сильное самобытное дарование уже в первых ученических сочинениях юного композитора. Выступления Рахманинова как пианиста и его сочинения, исполнявшиеся в консерваторских концертах, привлекли внимание общественности. Рахманинов окончил Масковскую консерваторию по классам фортепиано (1891) и композиции (1892) с большой золотой медалью. Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (по поэме А. С. Пушкина "Цыганы"), в которой, несмотря на следы различных влияний, ясно ощущается творческая индивидуальность автора. К этому времени были написаны также 1-я часть симфонии (не окончена), симфоническая поэма "Князь Ростислав", 1-й концерт для фортепиано с оркестром, ряд фортепианных и камерно-инструментальных сочинений, романсов. Из этих сочинений при жизни Рахманинова был издан только фортепианный концерт (1891, обозначен ор. 1).

1890-е гг. - период роста и созревания композиторского дарования Рахманинова, поисков самостоятельного пути в творчестве. Произведения, написанные до середины этого десятилетия (оркестровая фантазия "Утес", "Элегическое трио" памяти Чайковского, 3 цикла фортепианных пьес - ор. 3, 10 и 16, "Фантазия" для 2-х фортепиано (все 1893), 3 цикла романсов - ор. 4, 8 и 14), привлекли к нему внимание, как к одному из наиболее талантливых молодых русских композиторов.

В 1897 г. в одном из "Русских симфонических концертов" под управлением А. К. Глазунова была исполнена 1-я симфония Рахманинова (1895), вызвавшая резко отрицательную оценку большинства петербургских музыкантов, что в значительной мере было связано с неудачным исполнением. Рахманинов болезненно воспринял неуспех симфонии. Пережив тяжелое душевное потрясение, он несколько лет почти не обращался к композиторскому творчеству. Вместе с тем это были годы напряженной внутренней работы и продумывания творческих позиций. В сезон 1897-98 Рахманинов работал вторым дирижером Московской русской частной оперы, обратив на себя внимание незаурядным дирижерским дарованием. Здесь Рахманинов сблизился с новым для себя кругом передовой художественной интеллигенции, завязалась тесная творческая и личная дружба с Ф. И. Шаляпиным (в 1890-1900 оба артиста неоднократно выступали вместе в концертах). К этому же времени относятся знакомство Рахманинова с деятелями Московского Художественного театра, его встречи с А. П. Чеховым, И. А. Буниным. Все это способствовало более ясному осознанию Рахманиновым задач своего творчества и окончательному созреванию таланта. Важными событиями его творческой биографии явились первое зарубежное выступление в Лондоне (весна 1899) в качестве пианиста и дирижера собственных сочинений, а также прошедшее с большим успехом исполнение оперы "Алеко" в Петербурге на торжествах, посвященных 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1899).

Новый период творческого подъема открывает 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1901). Критика отмечала его поэтичность, зрелое и законченное мастерство воплощения творческого замысла. Воодушевленный лирический пафос, пронизывающий это произведение, отвечал настроениям радостного подъема и ожидания близящихся перемен в период кануна революции 1905-07 гг. В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее ярких и значительных сочинений Рахманинова: кантата "Весна" (1902), оперы "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" (обе 1904), 2-я симфония (1907), симфоническая поэма "Остров мертвых" (1909), 3-й концерт для фортепиано с оркестром (1909), 1-я соната (1907) и прелюдии ор. 23 (1902) и ор. 32 (1910) для фортепиано, около 30-ти романсов. Концертные выступления в различных городах России и за рубежом принесли Рахманинову славу одного из величайших пианистов современности. В 1904-06 он был дирижером Большого Театра, где по-новому, свежо и интересно раскрыл ряд произведений русской классики. Яркими событиями московской музыкальной жизни становятся выступления Рахманинова как симфонического дирижера в концертах Кружка любителей русской музыки (1905), а затем Московского филармонического общества. Зимой 1909-10 Рахманинов совершил большое концертное турне по США и Канаде.

В произведениях, написанных после 1910 г. Рахманинов стремился найти новые образы и выразительные средства, дать ответ на сложные, часто мучительные проблемы, выдвигавшиеся жизнью. Эти поиски отразились в "Этюдах-картинах" для фортепиано ор. 33 (1911) и ор. 39 (1917), вокально-симфонической поэме "Колокола" (1913), цикле романсов ор. 38 (1916).

Рахманинов горячо приветствовал свержение самодержавия в России в феврале 1917, но не принял Октябрьской революции и в конце 1917 г. уехал за границу. После нескольких месяцев, проведенных в странах Скандинавии, он поселился в США, где находился до конца своей жизни. В этот период Рахманинов всецело был поглощен концертно-пианистической деятельностью. В беседе с корреспондентом американского журнала "The Monthly Musical Record" он говорил: "Уехав из России, я потерял желание сочинять. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний". Только в 1926 г. был завершен 4-й фортепианный концерт, начатый еще в России, одновременно написаны "Три русские песни" для хора и оркестра. В сочинениях, созданных в 30-е гг. ("Вариации не тему Корелли" для фортепиано, 1931; "Рапсодия на тему Паганини" для фортепиано с оркестром, 1934; 3-я симфония, 1935-36; "Симфонические танцы", 1940), тема Родины переплетается с мотивом трагического одиночества художника, оторванного от родной почвы. Ежегодно давая десятки концертов в Америке и различных европейских странах, Рахманинов исполнял разнообразный пианистический репертуар. Кроме собственных сочинений, он особенно охотно играл произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Его интенсивная концертная деятельность продолжалась до конца жизни. Лишь за полтора месяца до смерти Рахманинов был вынужден прервать очередную концертную поездку в связи с обострившейся болезнью. Живя за границей, он считал себя русским художником, следил за новинками советской литературы. Патриотизм Рахманинова особенно проявился во время 2-й мировой войны 1939-45 гг. Передавая сбор с одного из своих концертов в фонд обороны СССР, он писал: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу".

Рахманинов - один из крупнейших русских композиторов конца 19 - начала 20 века.В своем творчестве он с большой силой выразил пафос ожидания близящихся перемен, страстный порыв к лучшему будущему, которыми проникнуты многие произведения передовой русской литературы и искусства этого периода. Протест против социального и политического гнета художники часто отождествляли с борьбой за освобождение человеческой личности. Этот мотив звучит и в творчестве Рахманинова. Отсюда яркая, напряженная экспрессия его музыки, преобладание в ней лирического начала. Но лиризм Рахманинова далек от замкнутой субъективно-изысканной лирики декадентских салонов. Его творчество характеризуется общительностью, "открытостью" чувства, оно всегда обращено к широкой аудитории. Эмоциональный диапазон лирики Рахманинова велик - от тихой поэтической созерцательности до бурных взрывов протестующего чувства. При этом выражение того или иного внутреннего душевного состояния обычно соединяется у Рахманинова с отображением окружающей действительности; чаще всего это картины родной русской природы или исторического национального прошлого.

Художник 20 века, чутко откликавшийся на запросы своего времени, Рахманинов был вместе с тем наследником и продолжателем классических традиций русской музыки. Наиболее глубоки и тесны его связи с творчеством Чайковского. Но многое он воспринял и от композиторов петербургской школы - как в образной сфере творчества, так и в характере мелодического языка, приемах гармонического и оркестрового письма. Соеобразие музыки Разманинова прежде всего в ее особой экспрессивной заостренности, тонкости лирического чувства, силе и напряженности выразительных контрастов. Рахманинов - ярчайший мелодист. Присущие его музыке широта и мелодическая распевность коренятся в русской народно-песенной и древней культовой мелодике (однако он редко прибегал к цитатному использованию фольклорных образцов; связь с народными истоками носит у него более общий, индивидуально опосредованный характер). Рахманинов обладал особой манерой гармонического письма, был крупным и оригинальным мастером оркестрового колорита. Одним из характерных элементов рахманиновского стиля является неповторимо своеобразный упругий и энергичный ритм, служащий одновременно и сдерживающим началом в его музыке, и средством динамизации музыкального развития.

В разнообразном по жанрам творческом наследии Рахманинова, включающем оперы, различные виды симфонической, вокально-симфонической, хоровой, камерно-инструментальной и вокальной музыки, центральное место (в количественном отношении и по значению) занимают фортепианные произведения. Это объясняется как тем, что Рахманинов был сам величайшим пианистом (большей частью первым исполнителем своих сочиниений), так и общей, возросшей в начале 20 века ролью фортепианной музыки в России. Рахманинов и А. Н. Скрябин были первыми русскими коипозиторами, фортепианная музыка которых по значению стала равноценной самым высоким достижениям национального оперного и симфонического творчества. Рахманинов синтезировал традиции пышно-декоративного пианизма Листа с широкой лирической распевностью типично русского характера, с интимной простотой и непосредственностью эмоционального выражения, присущей многим фортепианным произведениям М. И. Глинки, Чайковского и других русских композиторов. В современном концертном репертуаре прочное место заняли 4 концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, среди которых особенно выделяются законченностью художественного замысла, свежестью и выразительностью тематического материала 2-й и 3-й концерты. Продолжая вслед за Листом, Й. Брамсом и Чайковским симфонизацию концерного жанра, Рахманинов вносит в него элементы лирической поэмности, подчеркивает монологическое начало, стремясь к возможно большему сближению партии солиста и оркестра. К концертам примыкает "Рапсодия на тему Паганини" для фортепиано с оркестром, в которой вариационная форма достигает широких симфонических масштабов. Черты "концертности" присущи и многим произведениям Рахманинова малой формы (6 музыкальных моментов ор. 16, 1896; прелюдии ор. 23 и ор. 32), фортепианная фактура которых часто носит развитой виртуозный характер. Но как и в концертах, виртуозность подчинена в них поэтическому замыслу. Отдельные пьесы указанных циклов связаны с устоявшимися жанровыми формами (танец, марш, песня, баркаролла) и вызывают порой определенные картинные ассоциации. Пианистическое мастерство Рахманинова разносторонне представлено в "Этюдах-картинах" ор. 33 и ор.39. В каждом из них решение той или иной технически-фактурной задачи совмещается с яркой образностью музыки. Впоследствии композитор дал некоторым из своих "Этюдов-картин" програмное истолкование. К произведениям крупного концертного плана принадлежат 2 фортепианные сонаты Рахманинова (d-moll, 1906-07, и b-moll, 1913), по типу родственные "Большой сонате" (G-dur) Чайковского и 1-й сонате (b-moll) Глазунова.Однако для Рахманинова жанр сонаты, в отличие от двух других выдающихся представителей русской фортепианной музыки того же времени - Скрябина и К. Н. Метнера, оказался малохарактерным. Рахманинов написал для фортепиано также 2 цикла вариаций (на тему Шопена, 1902; на тему Корелли, 1931), ряд небольших пьес и концертных транскрипций (в т. ч. обработки собственных романсов "Сирень" и "Маргаритки").

В симфоническом творчестве Рахманинова отразилась характерная для русской музыки конца 19 - начала 20 вв. тенденция к синтезу элементов лирико-драматического симфонизма Чайковского с эпическим симфонизмом композиторов "Могучей кучки". В 1-й симфонии при наличии смелых новаторских прозрений этот синтез был осуществлен еще недостаточно органично. Своеобразие симфонического мышления Рахманинова полностью выявилось в его 2-й симфонии, где главным стимулом развития служит не столько конфликтное соотношение тематических элементов или их картинно-живописное контрастирование, сколько непрерывное напряженное мелодическое дыхание. В 3-й симфонии, созданной уже в другую историческую эпоху, в условиях сложного переплетиения противоречивых художественных течений середины 20 века, Рахманинов утверждал жизненность классических традаций русской музыки. Образ Родины в различных преломлениях составляет содержание этого произведения, соединяющего лирику и эпос с суровым драматизмом. Во многом близки этой симфонии и "Симфонические танцы", оказавшиеся последним произведением Рахманинова. Яркой живописностью музыкального языка отличаются программные симфонические сочинения "Утес" (по стихотворению М. Ю. Лермонтова) и "Остров мертвых" (по картине А. Бёклина), хотя психологические выразительные задачи преобладают в них над красочно-изобразительными. Оркестровое развитие выполняет ведущую роль в вокально-симфонических произведениях Рахманинова: кантате "Весна" (на слова стихотворения Н. А. Некрасова "Зеленый шум"), в которой он проявляет себя как художник, необычайно глубоко и тонко ощущающий поэзию родной русской природы, и поэме "Колокола" (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта) - трагическом повествовании о человеческой жизни, соприкасающемся в некоторых моментах с искусством символизма. "Три русские песни" для оркестра и хора - одно из немногих произведений Рахманинова, в которых он прибегает к подлинным народно-песенным темам, трактуя их своеобразно и необычно.

Выдающимся вкладом в музыкальную литературу для хора а capella являются "Литургия Иоанна Златоуста" (1910) и "Всенощное бдение" (1915). Написанные на канонический церковный текст, они далеко выходят за пределы прикладной богослужебной музыки и представляют собой законченные крупные произведения типа хоровой кантаты. "Всенощная", возникшая как отклик на события первой мировой войны, - монументальное эпическое полотно, в котором выражены размышления композитора о народной судьбе и нравственном долге человека. Опираясь на мелодику знаменного и других древних (киевский, греческий) распевов, Рахманинов пользуется смелыми и свободными методами ее гармонической обработки, вводит приемы оперной и симфонической драматургии.

В своих операх Рахманинов отказывается от сложной, насыщенной событиями драматической фабулы и тяготеет к известной камерности. Первой его юношеской опере "Алеко", еще не вполне самостоятельной стилистически, присущи некоторые черты веристской драматургии. В "Скупом рыцаре" (на текст одной из "маленьких трагедий" Пушкина) Рахманинов развивает тип небольшой декламационной оперы, прообразом которой в русской музыке явился "Каменный гость" Даргомыжского. Но в отличие от "Каменного гостя" и основанной на аналогичном принципе оперы "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, в "Скупом рыцаре" центр тяжести перенесен на оркестровое развитие. Симфоническое начало играет важную роль и в "Франческе да Римини" (либретто М. И. Чайковского по "Божественной комедии" Данте), отличающиеся, как и остальные оперы Рахманинова, сжатостью и лаконизмом действия. Опера "Монна Ванна" (по одноименной пьесе М. Метерлинка, 1907) не была окончена.

Большое место в творчестве Рахманинова занимает камерный вокальный жанр (написал более 80 романсов на слова русских и зарубежных поэтов). Непосредственность выражения лирического чувства, яркий вокальный мелодизм сближают Рахманинова с Чайковским. Вместе с тем он стремился к тонкой декламационной передаче текста и красочной звукописной акцентировке основных образных моментов. Тщательно разработанное фортепианное сопровождение приобретает нередко равноправное с вокальной партией, а порой и главенствующее значение. Уже в юношеские годы Рахманинов создал произведения, не уступающие шедеврам русской вокальной лирики - "В молчаньи ночи тайной" (слова А. А. Фета, 1890), "Не пой, красавица" (слова Пушкина, 1892). Особой поэтичной проникновенностью, тонкостью музыкальной нюансировки отличаются такие образцы созерцательной лирики Рахманинова, как "Сирень" (слова Е. А. Бекетовой), "Здесь хорошо" (слова Е. А. Галиной), "Ночь печальна" (слова И. А. Бунина). Наряду с этим в его камерной вокальной лирике встречаются и образы, проникнутые бурным жизнеутверждающим чувством ("Весенние воды" на слова Ф. И. Тютчева), мрачным трагизмом ("Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок" на слова Т. И. Шевченко в переводе Бунина), пафосом мужества и отваги ("Буря" и "Орион" на слова Пушкина). Цикл романсов ор. 38 (1916) отличается изысканностью колористических средств ("Маргаритки" на слова И. Северянина, "Сон" на слова Ф. К. Сологуба) и гротесковой заостренностью образов ("Крысолов" на слова В. Я. Брюсова). Мелодический дар Рахманинова необычно ярко проявился в "Вокализе", соединяющем типично русскую распевность, "неизбывную" широту мелодического дыхания со сторогой ритмичной остинатностью барочной арии.

В области камерной инструментальной музыки значительными произведениями являются "Элегическое трио" d-moll, написанное под впечатлением смерти Чайковского, и соната для виолончели и фортепиано (1901).

Как пианист Рахманинов был единодушно признан одним из величайших художников в истории фортепианного исполнительства. Имя его ставилось в один ряд с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Его виртуозное мастерство было безгранично по своим возможностям, но он никогда не выдвигал его на первый план, всецело подчиняя содержательному художественному замыслу. Исполнение Рахманинова захватывало прежде всего огромной выразительной силой. Чрезвычайной рельефностью отличалась его фразировка, каждая деталь оказывалась "весомой" и была наполнена яркой экспрессией. Этому способствовал особый "рахманиновский" ритм, властно приковывавший внимание слушателя подчеркнутой остротой и энергией. Критика отмечала в фортепианном исполнении Рахманинова черты "оркестральности", проявлявшейся в богатстве звуковых красок, исключительно гибкой, разнообразной тембровой нюансировке и в ясном выделении каждого отдельного голоса. При этом Рахманинов никогда не увлекался красочными деталями в ущерб целому. Его называли "идеальным исполнителем-стратегом". Строгая продуманность, цельность и законченность исполнительского замысла действовали убеждающе даже тогда, когда его интерпретация того или иного произведения расходилась с привычными трактовками и могла показаться в чем-то спорной.

Теми же качествами, которые были характерны для Рахманинова-пианиста, отличалось и его дирижерское искусство. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотической силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей сочеталась в его исполнении с большой внутренней энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Рахманинов добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Среди его дирижерских трактовок особенно выделялось его исполнение 4-й и 5-й симфоний Чайковского, 2-й ("Богатырской") симфонии Бородина, "Сечи при Керженце" Римского-Корсакова, сюит "Пер Гюнт" Грига, симфонических поэм "Дон Жуан" и "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса, в театре - опер "Иван Сусанин" и "Пиковая дама". После отъезда за границу Рахманинов почти полностью отказался от дирижирования и выступал на симфонической эстраде лишь в исключительных случаях.

Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1978 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!