Виктория ПОСТНИКОВА

ПОСТНИКОВА Виктория Валентиновна (р. 12. I 1944)

"Виктория Постникова - поразительный, многообещающий талант. Ее природная музыкальность исключительна; пылкая эмоциональность, юношеская взволнованность уравновешиваются взыскательным вкусом и серьезностью в подходе к разрешению художественных задач. Так говорил о своей ученице профессор Я. В. Флиер. Второе пятилетие 60-х годов - период бурного становления исполнительского таланта Виктории Постниковой. Именно бурного, ибо этот сравнительно небольшой отрезок времени насыщен для пианистки значительными событиями: 1965-й год - участие в конкурсе имени Шопена и относительная неудача: девятая премия, 1966-й год - вторая премия на соревновании в Лидсе, но грандиозный успех у английской публики стоит двух первых. К 1967-му году Постникова оканчивает Московскую консерваторию по классу Я. В. Флиера, и сразу после этого приходит долгожданная победа - высшая награда конкурса в Лиссабоне (1968). Через год она завершает под руководством Я. Флиера курс аспирантуры и тут же в четвертый раз завоевывает звание лауреата - теперь Международного конкурса имени Чайковского (1970, третья премия). Именно тогда Л. Власенко отмечал: "Виктория Постникова...- пианистка покоряющего артистического обаяния. Она владеет тайной волшебного фортепианного туше, пластикой и гибкостью фразировки. Теплотой, искренностью и, если так можно выразиться, женственностью проникнуты лучшие достижения Постниковой... Но игре пианистки свойственны также значительный размах и яркость".

Дело, конечно, не только в количестве лауреатских лавров. Все это время пианистка творчески развивалась, приобретая все новые и новые артистические качества. В сумме эти качества и придают исполнительскому облику пианистки чрезвычайно гармоничный характер. Рецензенты в один голос подчеркивают высочайшую культуру ее игры, чувство меры, подкупающую стилистическую чуткость, свободное владение всеми видами фортепианной техники, артистическое благородство, умение вникнуть в музыкальный подтекст.

Все это определяет и универсализм репертуарной линии исполнительницы. Здесь представлены практически все слои фортепианной литературы - от Моцарта до А. Бабаджаняна ("Шесть картин"). И все это звучит на одинаково высоком профессиональном уровне, содержательно и ярко. Чрезвычайно точную характеристику исполнительского облика артистки дал однажды Г. Цыпин: "Естественность, поэтичность, постоянная профессиональная корректность - так можно бы сформулировать девиз искусства Постниковой. Ее игра обеспечена „золотым запасом" незаурядной технической стабильности, ладного и изящно сработанного пианистического мастерства. Удачные выступления артистки... очаровывают деликатностью и грацией исполнительских манер, своего рода „дендизмом" общего звукового убранства. Подчас ни одной „соринки" не сыскать здесь на филигранно выточенных, отливающих блеском и глянцем поверхностях исполнительских форм... В игре Постниковой есть увлеченность, своеобразный темперамент. Но и то, и другое постоянно умеряются непререкаемо строгим профессиональным вкусом. Возможно, в чем-то это даже наносит известный ущерб творческой инициативе пианистки. Скрупулезно отсеивается все, что могло бы намекнуть на малейшую гипертрофию чувств, повести к нарушению узаконенных канонов эстрадно-исполнительского этикета".

За последнее время репертуарный диапазон Постниковой еще более расширился. Ее пытливость сказывается и в не совсем обычных программах. Так, в одном из вечеров в Большом зале Московской консерватории (сезон 1976/77 года) пианистка сыграла все 48 "Песен без слов" Мендельсона, продемонстрировав в этом цикле взыскательный вкус, тонкое художественное чувство. Запоминающимся оказался и клавирабенд, в котором прозвучали си-минорные сонаты Шопена и Листа. Постникова вообще тяготеет к крупным полотнам, обнаруживая здесь, помимо всего прочего, властный режиссерский подход к решению музыкально-драматургических проблем. Об этом свидетельствует, в частности, интерпретация двух фортепианных концертов Брамса, композитора, все более привлекающего внимание пианистки. Сыграть их в один вечер - задача не из простых. Между тем и с этой задачей Виктория Постникова справляется с чисто мужской решимостью. Ее игра в этом случае привлекает масштабностью мышления и благородством музыкального выражения.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!