Майкл ПОНТИ

ПОНТИ Майкл (р. 29. Х 1937)

В жизни каждого молодого артиста неизбежно наступает ответственный момент, когда, завершив свое образование, он должен отправиться в самостоятельное плавание по волнам концертного моря. В этот момент особенно важно не только определить дальнейшее направление своих творческих исканий, но и достаточно реалистически оценить свои возможности, и, при самых честолюбивых замыслах, взглянуть на себя как бы со стороны. От этого, во многом, зависит артистическое будущее.

В жизни Майкла Понти такой момент наступил на пороге 30-летия. До той поры все в его карьере складывалось на редкость гладко. Родившись в немецком городе Фрайбурге в семье американского подданного, он вскоре переехал с родителями в США и с 1943 по 1955 год учился в Вашингтоне у профессора Г. Макдональда, некогда ассистента самого Л. Годовского. Десятилетним мальчиком Майкл впервые вышел на эстраду, а год спустя уже сыграл целиком "Хорошо темперированный клавир" Баха в открытом концерте. 1954-й год ознаменовался победами в двух конкурсах местного значения, давшими молодому пианисту возможность совершить концертное турне с оркестром штата Северная Каролина, в ходе которого он семь раз сыграл 27-й концерт Моцарта. В 1965 году Понти вернулся в Европу, продолжил обучение во франкфуртской Высшей музыкальной школе у профессора Э. Флинна, который в свою очередь был некогда ассистентом другого гиганта фортепиано - Э. Зауэра. С 1958 года началась серия успешных конкурсных выступлений артиста, принесшая ему лауреатские звания на международных соревнованиях во Фрайбурге, Неаполе, Мюнхене, Брюсселе, Женеве и Больцано (1964).

К этому времени профессиональная карьера Понти уже набирала темпы. Началась она со случайности: в 1958 году молодому артисту предложили заменить А. Фолдеша и сыграть Третий концерт Бетховена с оркестром Гессенского радио. На протяжении последующих шести сезонов он выступал только в ФРГ более полутораста раз. Артист совершил успешные поездки по странам Ближнего Востока, затем побывал в Греции, Франции, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Скандинавии, в 1961 году записал свою первую пластинку: фантазию "Скиталец" Шуберта, Героические вариации Бетховена и пьесы Равеля. Критики в один голос отмечали его превосходную техническую оснащенность, здоровую музыкальность, хороший звук, умение ориентироваться в стилях исполняемой музыки. Но вместе с тем за ним постепенно укоренилась репутация типичного виртуоза без слабых мест, но и без своего почерка, без артистического обаяния. Понти, конечно, и с такой репутацией вполне мог бы продолжать свои странствия по странам мира - недостатка в контрактах не было, но он пошел другим путем. Не желая растворяться в массе себе подобных, он предпочел искать "свой шанс" в менее исследованных репертуарных сферах, опираясь при этом на свою поистине феноменальную память и отличную технику. С тех пор он проводит часы в библиотеках и архивах, отыскивает покрытые пылью партитуры, разучивает десятки прочно забытых произведений, делает их достоянием публики.

Понти избрал своей основной "специальностью" эпоху музыкального романтизма - преимущественно вторую половину XIX века. Сегодня в его активном репертуаре сотни произведений, большинство из которых до недавнего времени было совершенно неизвестно слушателям. Он в буквальном смысле слова заново открыл для современной аудитории фортепианные концерты И. Хиллера, И. Раффа, X. Бронсарта, К. Рейнеке, Э. д'Альбера, А. Гензельта, 3. Тальберга, А. Герца, И. Мошелеса, А. Мошковского, К. Шарвенки, Клары Вик-Шуман, возродил на эстраде наследие таких забытых композиторов, как Ш.-А. Алькан и К. Таузиг. Впрочем, артист не ограничивается неизвестными авторами. И у великих композиторов он находит сочинения, незнакомые публике, исполняет вышедшие из моды оперные транскрипции, парафразы, обработки. Так, среди его записей обращают на себя внимание Концерт Дворжака и Четвертый концерт Рубинштейна, обратиться к которым отваживаются лишь немногие.

Особый интерес, прямо-таки страстную привязанность испытывает Понти к русской музыке, составляющей весомый раздел его репертуара. Он многократно играл и записывал все созданное для фортепиано Чайковским (в том числе трехчастную версию Третьего концерта в редакции С. Танеева), Рахманиновым, Скрябиным (полное собрание его фортепианных сочинений в исполнении Понти составило 13 пластинок и вышло к 100-летию со дня рождения композитора). В репертуаре артиста такие "редкости", как Второй концерт Балакирева, Рапсодия на украинские темы Ляпунова.

Сказанное не значит, что Понти окончательно отказался от исполнения произведений "стандартного репертуара". Напротив, он чаще всего соединяет привычное с новым, известное с неожиданным, облегчая слушателям восприятие музыки. Порой в результате его концерты превращаются в музыкальные "марафоны", продолжающиеся по три часа и больше напоминающие выступления виртуозов прошлого века. Правда, в более традиционных сферах музыки его игра не вызывает бурных восторгов критики. Все рецензенты отдают должное мастерству его, скорости и силе, но отмечают, что именно эти качества, придавая его манере внешний блеск, все-таки до некоторой степени нивелируют ее, когда речь идет о таких произведениях, как Второй концерт Брамса, Второй Листа, Третий Бетховена, Первый и Второй Бартока, Третий Прокофьева, сочинения Шопена.

Так или иначе, а имя Майкла Понти встречается в музыкальной прессе чаще, чем имена большинства его сверстников, да и вообще многих современных артистов. А это подтверждает, что артист избрал верный путь. И пусть не обязательно только его имя привлекает аудиторию, но и имена его "союзников" - композиторов. Зато залы, где он выступает, всегда заполнены публикой.

Майкл Понти много выступает как камерный музыкант - в 1977 г. он основал трио "The Trio Ponti-Zimansky-Polasek", а также как аккомпаниатор - на фирме Дойче Граммофон он записал песни Чарльза Айвза с Дитрихом Фишером-Дискау.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!