Жан-Бернар ПОМЬЕ

ПОМЬЕ Жан-Бернар (р. 17. VIII 1944)

"Я восьмой ребенок в семье сельского органиста маленького местечка Безье. Мой отец был простым тружеником, но все в нашем роду увлекались музыкой. Полюбили ее и все мои братья и сестры. Сам я с четырех лет занимаюсь музыкой. Моей первой учительницей была мадам Козлова, русская по происхождению, воспитанница Харьковской консерватории. В восемь лет я впервые выступил публично, исполнив ля-мажорный Концерт Моцарта. Потом занимался под руководством известного французского музыканта Ива Ната. Сейчас моим наставником является ученик Ната - Пьер Санкан. В его классе я закончил год назад Парижскую консерваторию, и он же готовил меня к выступлению на Конкурсе имени Чайковского"...

Вот, пожалуй, почти все, что мог сообщить о себе юный французский музыкант в 1962 году, когда он впервые приехал в Москву. Он забыл лишь добавить (либо по скромности, либо не желая обращать на это особого внимания), что за два года до того выступления уже на другом соревновании, проводившемся в Западном Берлине международной федерацией "Музыкальная молодежь", занял первое место в старшей группе (до 16 лет). Результатом того конкурса была и первая его запись - ре-мажорный Концерт Гайдна; в ней явственно ощутимы свежесть чувств и непринужденная музыкальность юного исполнителя.

В Москве его успехи оказались скромнее: прекрасно показав себя в первых турах и завоевав всеобщие симпатии, Помье буквально провалился в финале, едва доиграв до конца Концерт Чайковского: он попросту не рассчитывал дойти до последнего тура и начал всерьез учить Концерт только за четыре дня до выступления. В результате вместо ожидавшейся премии одаренный французский юноша был отмечен только почетным дипломом.

Явный срыв не только не разочаровал его почитателей, но, быть может, даже напротив, добавил к их симпатиям оттенок сочувствия. Во всяком случае в последовавших концертах на долю Помье выпал успех не меньший, чем на долю иных лауреатов. Снисходительно отнеслась к нему и критика, высоко оценившая "обаятельность живого темперамента" артиста, перспективность его дарования. "Жан-Бернар Помье талантлив, но совсем еще „зелен". Его музыкальность наивна. Иногда эта наивность приводит к свежести интерпретации, но нередко - и к примитивности исполнения. Пианистическое мастерство Помье также неотшлифовано. Однако в будущем от Помье можно ожидать многого",- писал видный исследователь фортепианного искусства Л. Баренбойм.

На протяжении прошедших двух десятилетий французский артист неоднократно приезжал в нашу страну, и каждый его приезд убеждал в том, что музыкант не стоит на месте, совершенствуется, что надежды, возлагавшиеся на него, начали оправдываться. Уже в 1966 году, как отмечал бакинский критик С. Керимов, в его концертах проявилась "яркая, сложившаяся художественная индивидуальность". В. Дельсон тогда же подмечал важную черту в развитии молодого артиста - он стремится расширить свой художественный горизонт, избавиться от "однобокой лиричности", свойственной ему ранее; это проявлялось в стремлении к монументальности концепций, масштабности звуковых решений.

В этом плане характерными были и направления репертуарных исканий артиста: наряду с французскими импрессионистами и Моцартом, стиль музыки которого он и раньше передавал прекрасно, в орбиту его внимания входят романтики - Бетховен, Брамс, Шуман, Лист, Шопен. И надо сказать, что при всех издержках, проявляющихся то в некоторой манерности фразировки, то в форсировании темпов, эти репертуарные приобретения помогают ему преодолевать односторонность, свойственную многим другим французским пианистам его поколения. Во всяком случае его интерпретация концертов Бетховена, Брамса, да и Чайковского, масштабных сонат и других крупных произведений названных композиторов отмечена теперь серьезностью концепций, крепким чувством формы, настоящим размахом и глубиной.

Все эти качества позволили Жан-Бернару Помье встать сегодня в ряды видных европейских пианистов, известность которых вышла далеко за пределы его родины. В последние годы он нередко обращается и к современной музыке: бесспорной удачей тут стала трактовка концертов Бартока. Артист все чаще пробует свои силы и как дирижер, подчас совмещая на эстраде обе роли - пианиста и руководителя оркестра. Откликаясь на исполнение им соль-минорного Концерта Мендельсона и Баллады Форэ, английский критик отметил: "Абсолютный профессионализм; его интерпретация, и как дирижера и как пианиста, несет на себе печать безукоризненной индивидуальности, и трудно было бы представить себе более живой и тонкий подход к этой музыке, более увлеченное ее прочтение, более смелые рубато и элегантную, округленную фразировку". И эти его выступления показывают, что, несмотря на свой "солидный" возраст, Помье, обретя мастерство и зрелость, сохранил те качества, за которые его когда-то полюбили москвичи: обаятельный живой темперамент, непринужденность артистической манеры, хороший вкус, редкая пластика фразировки.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!