Пиреш Мария Жоао

Пиреш Мария Жоао (23. VII. 1944)

Португальская пианистка Мария Жоао Пиреш родилась в Лиссабоне. В три года она начала играть на фортепиано, а в пять лет дала свой первый концерт. В семь лет маленькая пианистка исполняла концерты Моцарта публично, а в девять получила главный приз Португалии для молодых музыкантов. В 16 лет Пиреш закончила Лиссабонскую консерваторию, где ее педагогами были профессор Кампос Коэльо (Campos Coelho) и композитор и пианистка Франсин Бенуа (Francine Benoit). Выиграв стипендию Гюльбенкяна, Мария Жоао Пиреш отправилась в Европу. Там она занималась с Росселем Шмидтом (Rosl Schmidt) в Высшей Школе музыки Мюнхена и Карлом Энгелем (Karl Engel) в Гановере.

Мировая известность пришла к пианистке в 1970 году, когда она выиграла первый приз Международного конкурса им. Бетховена в Брюсселе. Этот конкурс был посвящен 200-летию со дня рождения композитора. Мария Жоао Пиреш начала активно концертировать. Сначала она посетила Испанию и Германию, а затем география ее туров расширилась: с концертами она путешествовала по всей Европе, играла в Африке и Японии. В 1986 году Пиреш дебютировала в Queen Elizabeth Hall в Лондоне, а тремя годами позже в Нью-Йорке. В 1987 году вместе с Молодежным оркестром Густава Малера под управлением К. Аббадо Пиреш давала концерты в Гамбурге, Париже и Амстердаме. В 1990 году дебютировала на Зальцбургском Пасхальном фестивале с Венским Филармоническим оркестром с К. Аббадо. В апреле 1995 года Пиреш гастролировала по США с Концертгебау Голландии и Риккардо Шайи в качестве дирижера. В одном из концертов они исполняли симфоническую поэму Р. Штрауса "Жизнь героя" в Центре Кеннеди. В 1996 году Пиреш играет концерты с Королевским Концертгебау Оркестром в Люцерне и Зальцбурге. В 1999 году Пиреш ненадолго отходит от концертной деятельности и концентрируется на целом ряде образовательных проектов, создав в Португалии международный культурный центр.

С 1989 года Марию Жоао Пиреш привлекает ансамблевая музыка. Вместе со скрипачем Августом Дюмеем они неоднократно гастролировали по Европе и Дальнему Востоку, записали вместе несколько сонат Моцарта, сонаты Брамса, Грига, пьесы Шумана, Дебюсси, Франка, Равеля. В составе трио (со скрипачем А. Дюмеем и виолончелистом Цзянь Ванем (Jian Wang) Пиреш гастролировала на Дальнем Востоке в 1998 году, в нескольких европейских центрах в 1999 году они играли Тройной концерт Бетховена. В 2002 году после тура по Японии Пиреш с Дюмеем записали все сонаты Бетховена для скрипки с фортепиано. Эта запись была отмечена German Record Critics’ Prize в 2003 году. В 2005 году Пиреш сыграла в фортепианном дуэте с пианистом Рикардо Кастри (три пьесы Шуберта в 4 руки), а в 2009 году в ансамбле с нашим соотечественником виолончелистом Павлом Гомзяковым Пиреш сделала запись виолончельной сонаты Ф. Шопена ор. 65.

С самого начала карьеры по настоящее время Мария Жоао выступает с лучшими оркестрами мира - Оркестром Берлинской филармонии, Бостонским симфоническим оркестром, Королевским Концертгебау Голландии, Лондонским филармоническим, с Оркестром Парижа, Цюрихским Камерным оркестром, Камерным оркестром Европы и многими другими, участвует во многих музыкальных фестивалях - Моцартовском, Тиволи в Копенгагене, Эдинбургском, в Люксембурге, Италии. Хотя ныне Мария Жоао Пиреш ведет жизнь затворницы, живя в Бразилии, и редко дает концерты, непостижимым образом она не выходит из обоймы долгоиграющих пианистов, от выступлений которых ждут откровений. Каждый ее концерт становится событием. Она выступает с самыми известными дирижерами - с Гардинером, Хайтинком, Маккерасом, Кривином, Пинноком.

Еще в 1989 году Мария Жоао Пиреш подписала эксклюзивный контракт с звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon. Были записаны сонаты, два скерцо и Музыкальные моменты Шуберта, три сонаты Моцарта. В 1990 году ее запись сонат Моцарта получила французскую премию Grand Prix du Disque. И эта премия была не последней. Один из самых знаменитых дисков, записанных Марией Жоао Пиреш - все ноктюрны Шопена (1996). Он был отмечен несколькими призами (Record Academy Prize, Tokyo, 1996; CD Compact, Barcelona, Grand Prix du Disque, 1997). Был также отмечен ее диск с записью второго фортепианного концерта и 24 прелюдий Ф. Шопена с Королевким Филармоничеким оркестром под управлением А. Превина (Grand Prix du Disque Frédéric Chopin, Warsaw, 1995), запиь сюит И. С. Баха (Grand Prix du Disque, 1996), запись фортепианных трио Й. Брамса со скрипачем А. Дюмеем и виолончелистом Цзянь Ванем (Grand Prix du Disque, 1997).

Известная как один из крупнейших интерпретаторов Моцарта, Мария Жоао Пиреш - это художник, который сочетает в себе тонкую стилистическую изысканность с серьезным интеллектуальным погружением в духовные глубины музыки. Отказавшись от традиционного образа концертного виртуоза, Пиреш подчеркивает духовные аспекты музыки, всегда ищет скрытый смысл, который может ускользнуть от ума аналитического исполнителя. Пиреш всегда подчеркивает, и это отчетливо слышно в ее интерпретации Моцарта, что как исполнитель, она является лишь "каналом передачи" идей композитора. Более того, и композитор и исполнитель - это проводники трансцендентной идеи. Подходя к работе над произведением с бесконечным благоговением, пианистка, однако, точно чувствует его формальную структуру.

В интерпретациях произведений романтиков, в частности, Шопена и Шумана, Пиреш мастерски примиряет свое страстное переживание музыки с умиротворенной благодарностью за внутренюю логику шедевра, который она исполняет. С учетом огромного эмоционального диапазона, ее звук, как отмечают критики, захватывает головокружительным многообразием энергий, от почти незаметной легкости к грандиозной монументальности, с богатой шкалой промежуточных нюансов. Другой отличительной чертой ее стиля является ее уникальная способность захватить и передать многообразный ряд внутренних движений, которые определяют бытие конкретного музыкального творения.

Наряду с ее достижениями на концертной эстраде, Пиреш является матерью четырех взрослых дочерей и бабушкой пятерых внуков. Есть у нее и приемный сын Клаудио, которого Пиреш воспитывает как родного сына и часто берет с собой на гастроли.

Мария Жоао Пиреш - необычайно заботливый и теплый человек, открывает двери своего дома, чтобы молодые музыканты и артисты в неофициальной обстановке расслабились и обсудили все проблемы, связанные с исполнением музыки. Ее забота - привести музыкальных педагогов и студентов назад к корням, осознав свои настоящие цели как музыкантов. Пиреш с горечью говорит, как она опечалена коммерцией в музыкальном мире, и жалеет молодых художников, в музыкальной жизни которых отсутствуют мечты о красоте музыки самой по себе. Слишком много музыкантов, считает она, начинает свою исполнительскую карьеру, руководствуясь внешней мотивацией. Слишком многие музыканты играют, в конечном счете, угождая своим родителям или из материальной выгоды. Исполнение Музыки с большой буквы, а не публичное исполнение, считает она, должно быть целью музыканта. Вот ее слова: "Бытие на сцене - это следствие работы всей жизни, а не цель сама по себе".



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!