Борис ПЕТРУШАНСКИЙ

ПЕТРУШАНСКИЙ Борис Всеволодович (р. 3. VI 1949)

На широкую концертную дорогу Петрушанский вышел в семидесятые годы. Как и его сверстники, он не миновал конкурсных барьеров. К моменту окончания Московской консерватории по классу Л. Н. Наумова (1972; ранее он учился у Г. Г. Нейгауза) молодой пианист дважды "стартовал" в музыкальных соревнованиях: в Лидсе (1969, четвертая премия) и в Мюнхене (1971, вторая премия). В дальнейшем он совершенствовался под руководством Л. Н. Наумова в ассистентуре-стажировке, а завершились годы учения победой на Международном конкурсе имени А. Казагранде в Италии (1975).

Уже первые выступления Петрушанского вызвали положительные отклики рецензентов. Последние, правда, отмечали чрезмерную эмоциональную сдержанность, рационалистичность его игры (прежде всего в романтическом репертуаре), некоторую одноплановость интерпретации - неизбежные издержки роста. Однако он проявляет и широту стилистических интересов, и стремление к масштабности трактовок, и высокие профессиональные достоинства. Так, рецензент "Советской музыки" пишет: "Отлично организованное и дисциплинированное игровое мышление, хладнокровный и точный расчет, активная, не знающая „сбоев" пальцевая моторика, капитальная „въигранность" в каждый номер программы - все это, безусловно, обеспечивает пианисту высокий коэффициент надежности и прочности".

С годами эти достоинства обогащаются новыми качествами: проникновенностью, яркой, порой страстной эмоциональностью в трактовках концертов Моцарта, Бетховена, Чайковского, Равеля, сонат Скарлатти, Вариаций Брамса на тему Паганини, сюит из балетов "Петрушка" и "Жар-птица" Стравинского. Артистическая уверенность, интеллектуальная глубина ощущаются в прочтении многих страниц Баха, Шуберта, Шумана, Шопена, Скрябина. Особенное пристрастие и любовь питает пианист к творчеству Брамса, исполнив на протяжении нескольких лет все его фортепианные произведения, включая и оба концерта с оркестром. В иных брамсовских монографиях он достигает подлинных художественных высот. Пианист достаточно свободно чувствует себя и в музыке XX века, исполняя произведения Б. Бартока, Б. Мартину, С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова. За последнее время он все чаще обращается к новым сочинениям советских авторов, среди которых М. Минков, Я. Ряэтс, А. Чайковский. "Четкость мышления, блистательная и точная виртуозность, вдохновенный лиризм - таковы характерные черты исполнительского облика Петрушанского,- писал композитор А. Чайковский.- Я неоднократно видел и чувствовал сам, как зал увлечен его способностью к самоотдаче, максимально откровенному высказыванию, умению прожить на эстраде каждую музыкальную мысль, каждую интонацию. Страстность, горячность и, одновременно, жесткий самоконтроль - вот что создает особую напряженность в его концертах, поднимает их "температуру" до высочайшего градуса. И при этом слушателей не покидает ощущение легкости, свободы, естественности музицирования". К этому мнению присоединятся многие любители музыки.

С 1975 по 1979 Б. Петрушанский преподавал в Московской консерватории, с 1990 года в Accademia Pianistica "Incontri col Maestro" в г. Имола (Италия), а с 1992 года в Генуе в Accademia Ducale. Там же в Италии постоянно и проживает.

Б. Петрушанский дает множество концертов в разных странах, много записывается, играет с такими оркестрами, как Петербурский, Московский, Хельсинский, Чешский филармонические, Оркестр Академии Св. Сесилии, Московский камерный оркестр. Он принимает участие в жюри многих конкурсов (им. Бузони в Больцано, им. Виотти в Верчелли, им. Касагранде в Терни). Б. Петрушанский регулярно дает мастерклассы в Дублине, Лондоне, США, Италии.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!