Натан Перельман

ПЕРЕЛЬМАН Натан Ефимович (р. 1. VIII 1906-2002)

В 1970 году вышла из печати маленькая книжонка под скромным названием "В классе рояля". Ее автор - профессор Ленинградской консерватории Н. Перельман. Афористические заметки, собранные здесь, дают исчерпывающее представление о творческих принципах этого музыканта как педагогических, так и исполнительских. Многие из высказываний пианиста носят спорный, а то и полемический характер. Оно и неудивительно. "Парадоксальность,- пишет в "Советской музыке" Ю. Вересков,- неотъемлемая черта Перельмана-исполнителя, спутница проницательности, разума, инициативы. Она служит инструментом художественных открытий, но требует решимости. Перельману свойственна эта решимость: парадоксальны не только его идеи, но и его звук, его штрихи, педаль". Это стремление к оригинальности, глубоко плодотворное в своей основе, порой приводит исполнителя, как указывают критики, к надуманным решениям. Это, в конце концов, неизбежные потери на пути исканий, а именно такой путь раз и навсегда избрал для себя артист. "Натан Перельман - музыкант, для которого характерны неустанные творческие поиски,- подчеркивает музыковед Н. Растопчина.- Даже пьесы своего постоянного репертуара он всякий раз прочитывает как бы заново. Поэтому каждое выступление пианиста приносит интересные, свежие музыкальные впечатления... Перельману ближе сфера тонкого, даже изысканного музицирования, нежели мужественность, а также масштабность".

Перельман пo справедливости завоевал известность как тонкий мастер фортепианной миниатюры. Не говоря уже о Шуберте, Шопене, Брамсе, Скрябине (монографические вечера), Дебюсси, Равеле, мы находим в его программах сочинения Берда, Солера, Люлли, Куперена, Рамо, Боккерини, Ф.-Э. Баха и других старинных мастеров. Из композиторов XX века наибольшее внимание пианиста привлекает С. Прокофьев. Ему удаются пьесы Гранадоса, Альбениса. Кроме того, он исполняет и собственные переложения, например, хор из "Бориса Годунова" Мусоргского, Вальс из оперы "Война и мир" С. Прокофьева. Заметим, впрочем, что все это не исключает обращения и к таким значительным полотнам, как, например, сонаты Бетховена.

Характеризуя различные аспекты педагогического метода Перельмана, Л. Гаккель замечает, в частности, что музыка для него - прежде всего выразительная речь, и это, по мнению исследователя, Перельман утверждает всей своей исполнительской манерой. В указанных особенностях исполнительского почерка артиста, безусловно, сказалось и влияние его педагогов - Г. Г. Нейгауза, у которого он занимался в Киевской консерватории (1920-1922) и Л. В. Николаева, по классу которого Натан Перельман в 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!