Ян ПАНЕНКА

ПАНЕНКА Ян (р. 8. VII 1922 - 12. VII 1999)

На родине, в Чехословакии, этот артист уже несколько десятилетий пользуется признанием, имеет свою, преданную аудиторию, по праву делит с Иваном Моравецем лавры крупнейшего пианиста своей страны. Артист удостоен многих наград и почетных званий, он немало и с успехом гастролировал за рубежом. Все же, сопоставляя масштаб дарования Паненки со степенью его известности, подчас приходишь к выводу, что тут пока нет полного соответствия. Предопределено это, вероятно, двумя причинами: самим характером артистического почерка Паненки и особенностями его репертуара.

В искусстве Яна Паненки определяющим и направляющим началом является не внешний эффект, не романтический порыв и спонтанность чувств, а напряженная, постоянно ищущая мысль. Наиболее откровенно определил это в одной из рецензий его коллега П. Штепан. "Паненка,- писал он,- тип рассудочного интерпретатора. Я имею в виду, что его исполнением владеет рассудок, что оно заранее продумано и сравнительно мало подчиняется сиюминутным эмоциям".

Сказано, быть может, несколько резковато, но примечательно, что подобное же мнение можно встретить в десятках рецензий, вышедших в самых разных местах - от Лондона до Сиднея. Среди них и отзыв критика советской газеты "Восточно-Сибирская правда" В. Козлова, так очертившего портрет чешского артиста еще в 1968 году: "В игре Я. Паненки привлекают тонкая интеллектуальность, изящество, артистическая законченность. Уже сам внешний облик артиста, манера поведения на эстраде, глубокая сосредоточенность, полное отсутствие малейшего стремления к блеску, к эффекту, позирования, театральности, сразу определяют его исполнительскую фигуру и настраивают определенным образом слушателей".

Все сказанное становится еще более очевидным, если обратиться к репертуару Паненки, далеко выходящему за рамки обычных имен и произведений. Разумеется, как всякий крупный артист, он не проходит мимо признанных вершин фортепианного наследия; более того, они становятся и его вершинными достижениями. Достаточно сказать, что Государственная премия имени К. Готвальда была присуждена ему в 1972 году за великолепную интерпретацию и запись на пластинку всех пяти концертов и Фантазии для хора, оркестра и фортепиано Бетховена, а премия фирмы "Супрафон" - за альбом бетховенских сонат для скрипки и фортепиано, записанный совместно с И. Суком. Добавим, что в его концертах звучат и все сонаты Бетховена, что он был не раз участником исполнения Тройного концерта. Нет смысла перечислять те крупные произведения Шумана и Брамса, Вебера и Мендельсона, Листа и Шопена, Дебюсси и Равеля, других композиторов XIX столетия, которые входят в орбиту внимания пианиста.

Существенное место в его программах занимает и русская музыка - Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Прокофьев и, конечно, родная, чешская классика - Сметана, Дворжак, Сук, Яначек, Новак... Но важно подчеркнуть, что в каждом случае Паненка стремится выбрать и вынести на эстраду то, что наиболее близко его индивидуальности, и чаще всего его удачи связаны как раз с интерпретацией такой музыки - музыки, требующей полного погружения в свой внутренний мир. По той же причине он довольно часто выбирает на первый взгляд невыгодные в эстрадном плане сочинения, например, "Упражнения в трех пьесах" Хиндемита или Вариации на тему Баха Регера. И под его пальцами они часто раскрываются слушателям так, словно звучат впервые. Наконец, Паненка - и как солист, и как ансамблист - был исполнителем десятков произведений современных чешских авторов разных поколений, причем, он, едва ли не единственный среди своих коллег, отваживается посвящать подобным новинкам целые программы (в одной из них прозвучала, например, Вторая соната И. Ирко, Фантазия Л. Выцпалека, "Пан" В. Новака). И подобные вечера тоже собирают публику, становятся событиями культурной жизни.

Истоки такой художественной разносторонности и специфической направленности искусства Паненки во много обнаруживаются в самой его биографии. Рано проявив музыкальные способности, он вовсе не предполагал стать пианистом, занимался на рояле для общего образования. Его любимым занятием было чтение с листа, он быстро расширял свой кругозор и поступил в 1940 году на педагогический факультет Пражской консерватории в надежде затем посвятить себя композиции или дирижированию. Правда, его мастерство было к тому времени столь высоким, что один из экзаменаторов то ли в шутку, то ли всерьез, спросил: "Это у нас приемный или выпускной экзамен?"

Уже на втором курсе пианистические данные Паненки стали настолько очевидны, что его педагог Ф. Максиан уговорил ученика перевестись на фортепианное отделение. Окончив курс в 1946 году и избавившись от "концертмейстерской манеры" игры на рояле, Паненка стал одним из первых чешских музыкантов, совершенствовавшихся в СССР. В 1946-1947 годах он занимался в Ленинградской консерватории у профессора П. Серебрякова, а вернувшись, окончил аспирантуру у Ф. Максиана. Таким образом, он вошел в концертную жизнь прекрасно подготовленным, широко эрудированным музыкантом. Дебют его был хотя и поздним, но успешным - на конкурсе "Пражская весна" 1951 года Паненка получил вторую премию. С тех пор он активно концертирует (с 1958 года являясь солистом Чешской филармонии), много выступает в ансамблях- с Квартетом имени Сука, скрипачом И. Суком, виолончелистом Я. Хухро, а за последнее время также ведет класс фортепиано в пражской Академии музыкального искусства.

Репутация Паненки ныне весьма высока и на родине, и за рубежом. И все же у читателя может возникнуть вопрос: действительно ли так привлекателен его "интеллектуальный" пианизм, не несет ли он в себе неизбежную печать рассудочности? Ответим на него словами одного из видных чешских критиков П. Скалы: "Зрелое мастерство Яна Паненки дает редкие плоды. Паненка - один из тех немногих интерпретаторов, которые говорят со слушателем непосредственно языком музыки, а не, как это нередко бывает, воспроизводят фантазии ее творцов, ограниченные рамками инструмента. Рояль становится у него художественным посредником, а звучание - не целью, а лишь исходной точкой. Виртуозность игры Паненки несомненна, но его существо как бы сливается с инструментом и преодолевает его. Музыкальность художника в каждом своем проявлении убеждает и покоряет уважением к музыке, которая в претворении Паненки прежде всего прекрасна. За ней интересно следить, и чем дальше, тем более она захватывает как явление эстетическое. Это не страстная проповедь, а напротив, исповедь, открытая и возвышенная красота, не стертая строгим стереотипом правил, но свободно рождающаяся из того пережитого и осмысленного, что заключено в музыкальном богатстве фортепианной фактуры".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!