Петр ПАЛЕЧНЫ

ПАЛЕЧНЫ Петр (р. 10. V 1946)

Несмотря на весьма солидную профессиональную подготовку и внушительный список конкурсных успехов, Петру Палечному далеко не сразу удалось добиться признания, которое соответствовало бы масштабам его одаренности. В этом плане его карьера - убедительное свидетельство той "девальвации" конкурсных регалий, о которой нередко говорят в наши дни музыканты. Сами по себе лауреатские звания и медали уже не способны, как это было 3-4 десятилетия назад, обеспечить исполнителю вполне благоприятные условия для беспрепятственного артистического "старта". Впрочем, в современных условиях это, вероятно, естественно и справедливо.

Петр Палечны, во всяком случае, сумел шаг за шагом преодолеть все препятствия. Обучался он в Кракове у М. Ковальской и К. Шафранека, а затем с 1970 года совершенствовался в варшавской Высшей музыкальной школе у опытного педагога профессора Яна Экьера. Уже в годы учебы он завоевал золотую медаль на конкурсе молодежного фестиваля в Софии (1968), стал обладателем третьей премии на Международном конкурсе в Мюнхене (1969) и такой же награды на Шопеновском конкурсе в Варшаве, наконец, в 1972 году получил "Гран-при" на Международном фестивале молодых артистов в Бордо. Завершив учебу, Палечны довольно активно концертировал на родине и за ее пределами (в 1971 году он впервые побывал в СССР). И, несмотря на это, он несколько лет считался не более чем подающим надежды "середняком".

Во второй половине 70-х годов положение изменилось. После успешных гастролей в Москве, Лондоне, Нью-Йорке на польского пианиста обратила пристальное внимание критика, в нем признали сильного и своеобразного артиста, отличного интерпретатора Шопена и прежде всего обоих концертов польского композитора. В его манере нет сентиментальной "размягченности", привлекает редкая динамическая сила, энергия, позволяющая представить музыку Шопена как бы в новом свете. "Его игра захватывает,- писал журнал „Рух музычны",- Палечны выдвигает на первый план очень важный элемент - движение; исполнение проникнуто движением во всех его разнообразных проявлениях". Вместе с тем склонность к известной моторике не приводит пианиста к сухости, чрезмерной рационалистичности". Об этом свидетельствует и отзыв газеты "Советская культура": "Это был новый для нас Шопен, в котором мы открыли бездну эмоциональных полутонов, выразительных интонаций. Задушевность, благородство, редкая пластика фразировки покорили зал".

Некоторое время репутация Палечного основывалась именно на интерпретации музыки Шопена. В последние годы он все чаще обращается и к музыке других авторов - Моцарта, Рахманинова, Брамса, Мусоргского, Балакирева. Пока его искания в этих сферах представляются менее убедительными: в Первом концерте Рахманинова артисту недостает чувства пропорций, в ре-минорном Концерте Моцарта - возвышенного спокойствия. Тем не менее пока что рано окончательно зачислять Палечного в ряды так называемых "узких" специалистов.

В настоящее время Петр Палечны дает множество концертов как у себя на родине, так и по всему миру. Он сделал много записей для Polskie Nagrania 'Muza', CD Accord, Pony Canyon, Wifon, BeArTon, EMI, Sound, Naxos, Olympia, BBC Classic.

С 1997 года Петр Палечны - профессор Варшавской Академии музыки им. Шопена, с 1993 - организатор и артистический директор Международного фестиваля им. Ф. Шопена. Дает мастер-классы и участвует в жюри многих международных конкурсов.

Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!