Рафаэль ОРОЗКО

ОРОЗКО Рафаэль (р. 24. I 1946 - 25. IV 1996)

Испанский пианист впервые привлек к себе внимание в середине 60-х годов, став победителем очередного Международного конкурса в Лидсе и опередив при этом несколько очень сильных соперников. Несмотря на молодость, он уже имел в своем активе лауреатские звания, завоеванные на небольших соревнованиях, среди которых был, впрочем, и конкурс в Верчелли. Музыкальное образование Орозко получил сначала в консерватории родного города Кордоба, затем в Мадридской консерватории, которую окончил в 1964 году. После этого он еще прошел курс Академии музыки в Сиене (Италия) и брал уроки у А. Вайсенберга. Так что его победу в Лидсе специалисты сочли закономерной, и, пожалуй, большей неожиданностью стал успех его первой пластинки, содержавшей записи произведений Шопена. Здесь Орозко доказал, что он не просто очередной техничный лауреат, но и подлинный музыкант. "Это хорошо подготовленный юноша с уверенными и стабильными нервами,- писал Ю. Мейер-Йостен.- Его пластинки и выступления создают облик свободного и живого пианиста, которому, правда, быстрые пьесы удаются лучше, чем передача лирических настроений, и для которого сумрачные страницы музыки все еще значат немного. Но нет сомнения: Орозко обладает сильным и многообещающим пианистическим дарованием".

С этого времени Орозко довольно много гастролирует, настойчиво стремясь выдвинуться в первые ряды концертантов, но более значительный успех принесли ему пластинки. В середине 70-х годов вышли в свет записанные им четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, получившие высокую оценку критики. Конечно, ему пока что не удалось подняться на вершины интерпретации, строгие специалисты находили, что "энергия превалирует над поэзией", но эти записи имели заслуженный успех у публики. "0розко пропагандирует эту музыку блестяще,- писал Э. Орга.- В его руках все кипит, слабости формы (в Четвертом концерте) компенсируются, а фортепианная фактура предстает как бы в новом измерении".

Последующая концертная деятельность артиста дает основания полагать, что это была не случайная удача. Примечательно, что, обладая довольно широким репертуаром, Орозко уверенно и масштабно играет самые сложные произведения фортепианной литературы. "Это глубокий и блестящий пианист, тонкий в подходе к музыке и к тому же безошибочный. Может быть. Второй концерт Брамса и под силу только очень зрелым артистам, но Орозко правильно делает, обращаясь к нему на данной стадии своей карьеры",- писал английский критик Д. Гринхолдж. И в этой художественной смелости - залог его дальнейших успехов.

У Р. Орозко был огромный репертуар. Он играл Листа, Рахманинова, Шуберта, Мануеля де Фалья, Альбениса, давал концерты на пяти континентах как солист с такими известными оркестрами как Кливлендский, Чикагский, Нью-Йоркский, Филадельфийский, Берлинский, Лондонский. Орозко принимал участие в музыкальных фестивалях в Осаке, Праге, Берлине, Эдинбурге, Сполетто.

В 1996 году Кордоба наградила Орозко Золотой медалью города. Консерватория этого города носит его имя.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!