Герхард ОППИТЦ

ОППИТЦ Герхард (р. 1953)

На протяжении последних трех десятилетий в ФРГ почти не появлялись талантливые пианисты; ни один из представителей этой страны не мог претендовать на победные лавры в крупных международных соревнованиях. Поэтому западногерманские любители музыки и специалисты особым вниманием следили за каждым новым именем на пианистическом горизонте страны. В середине 70-х годов, казалось, наступил долгожданный момент: молодой Герхард Оппитц завоевал первое место на Международном конкурсе имени Артура Рубинштейна. Вскоре после этого мюнхенский критик Вольфганг Шрайбер писал: "В лице Кристиана Захариаса и Герхарда Оппитца Федеративная Республика располагает двумя молодыми пианистами, которые готовятся завоевать мировую концертную эстраду и по своим данным кажутся предназначены для того, чтобы продолжить так называемую немецкую пианистическую традицию (Бакхауз, Фишер, Кемпф)".

Действительно, первые самостоятельные шаги мюнхенского артиста давали основания для таких предположений. Окончив консерваторию по классу X. Штойрера и "вооружившись" лауреатским званием, Оппитц стал настойчиво пробивать себе дорогу на эстраду. Он при этом, надо признать, не искал легких путей: репертуар молодого пианиста был достоин его честолюбивых замыслов. "Осью" его программ стали сразу же произведения Бетховена (сонаты, Пятый концерт), Брамса (Вариации на тему Генделя, Вариации на собственную тему и другие), Шумана (Фантазия до мажор). Критике импонировала его серьезная, деловитая манера вести себя на эстраде, его основательная и техничная игра. Но первые же две пластинки Оппитца, содержавшие сочинения Бетховена и Брамса, выявили и ограниченность его возможностей, во всяком случае на данный момент. Рецензенты разочарованно подмечали отсутствие настоящего чувства, глубины замыслов, ощущения внутренней динамики музыкальной драматургии - то есть как раз тех качеств, без которых и мечтать нельзя о приближении к великим образцам прошлого. Еще больше вскрылись эти недостатки, когда артист обратился к Шопену. После концерта в Душниках польский рецензент так очертил его облик на данном этапе: "Герхард Оппитц представляет нам пианизм, общепринятый на мировых эстрадах. Основы его эстетики сложились на стыке 60-х и 70-х годов, когда пианистические конкурсы как институт уже вполне сформировались, стали чуть ли не единственным фактором, определяющим пианистическую карьеру. Чтобы брать премии на конкурсах, требуется играть „эффективно" - т. е. обязательно надежно с точки зрения техники, с эстрадным блеском, не ударяясь при этом в крайности, ибо это могло бы понизить средний балл. Оппитц отлично усвоил этот способ игры, что в конце концов принесло ему несколько наград... Тут надо бы описать, какими великолепными достоинствами (которые я отнюдь не оспариваю) отличается артистическое ремесло Оппитца. Но на этом исчерпываются впечатления от его концерта, а поскольку меня не интересует, насколько у него „быстрые пальцы", „мощный удар" и т. д., ограничусь лишь констатацией, что из всего концерта больше всего мне понравился сыгранный на „бис" „Шопен" из „Карнавала" Шумана"...

Уничтожающая оценка. Но она, пока что, не поставила точку на артистической карьере пианиста.

Уже через четыре года после победы на конкурсе им. А. Рубинштейна Герхард Оппитц стал профессором Мюнхенской Высшей школы музыки. При этом он много концертирует и прославился как интерпретатор И. Брамса.

Герхард Оппитц много записывается. В 2004 году он записал все произведения Э. Грига для фортепиано соло, в 2005 году - И. Брамса, а в 2006 году - все бетховенские сонаты на Hanssler Classics label.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!