НОВОТНЫЙ Ян (р. 1935)

Артистическая карьера чешского пианиста началась в 1954 году, когда он впервые появился на эстраде в родной Праге. К этому моменту он уже успел окончить Пражскую консерваторию по классу профессора А. Ресслера и занимался в Академии музыкального искусства под руководством Ф. Рауха. Но в ту пору на способного студента не слишком обращали внимание, пока он не завоевал вторую премию на конкурсе "Пражская весна" 1957 года, который носил имя Бедржиха Сметаны. И когда спустя два года Новотный сыграл на дипломном вечере Пятый концерт Бетховена, он уже считался одним из самых перспективных пианистов своего поколения.

В 60-е годы пианист развил интенсивную концертную деятельность, стал лауреатом конкурсов в Рио-де-Жанейро и в Больцано, начал вести собственный класс в Пражской консерватории. Но подлинно переломным в его биографии стал выход в свет пластинки с записью всех "Чешских танцев" Сметаны (1967), получившей широкий резонанс в музыкальном мире. Именно после этого за ним закрепилась слава одного из лучших интерпретаторов чешской музыки, его стали регулярно приглашать на концерты, записи. С тех пор он побывал не только во многих странах Европы, но и в Латинской Америке, и в Азии, участвовал в нескольких крупных фестивалях. В последнее время музыкант регулярно участвует в работе жюри международных конкурсов имени Б. Сметаны в Градец-Кралове.

Новотный немало сделал для пропаганды и на родине, и за рубежом национальной музыки, прежде всего творчества Сметаны. В его концертах тысячи слушателей познакомились с чешской классикой, с творчеством малоизвестных композиторов нашего столетия - Я. Ежека, В. Ульмана, И. Крейчи. Среди записей артиста - Второй фортепианный концерт Б. Мартину, Концерт и Фантазия для фортепиано с оркестром Я. Ежека. А в начале 80-х годов он приступил к осуществлению фундаментального замысла - звучащего полного собрания сочинений своего любимого композитора Бедржиха Сметаны, которое составят семь пластинок.

Вместе с тем интересы артиста не ограничиваются национальной сферой. Он исполняет и старинную музыку (Скарлатти, Бах), и венскую классику, и корифеев XX века (Равель, Стравинский, Прокофьев), много играет в камерных ансамблях. Среди довольно многочисленных записей Новотного наибольшей удачей признаны критиками трактовки Фантазии до мажор Шумана. Чтобы ни играл пианист, его неизменно отличают высокая звуковая культура, тонкая отделка деталей, выразительность кантилены, законченность концепций... Словом, это разносторонний мастер, творческий потенциал которого весьма велик.

Ян Новотный профессор Пражской консерватории.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!