Владимир НИЛЬСЕН

НИЛЬСЕН Владимир Владимирович (р. 5. Х 1910 - 1998)

Концертная деятельность Нильсена началась в конце 20-х годов. Уже с 1929 года он был солистом Ленинградской филармонии. А вот широкую известность пианист завоевал лишь на пороге своего 30-летия, и она пришла к нему в результате успешного выступления на Всесоюзном конкурсе (1938), где он завоевал вторую премию. К этому времени Нильсен окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: как органист у И. А. Браудо (1931) и как пианист у Н. И. Голубовской (1933); под руководством Н. И. Голубовской прошел и курс аспирантуры (1934-1935).

Еще по свежим следам довоенного конкурса отмечались сугубо лирическая направленность исполнительской манеры Нильсена, присущие ему тонкость, проникновенная выразительность, искренняя поэтичность. "Это тип пианиста, в котором художник всецело „торжествует" над виртуозом",- указывал В. Дельсон. Н, И. Голубовская характеризовала стиль своего ученика следующими словами: "Глубокая сосредоточенность, обаятельная сердечность и теплота, полет поэтического воображения - таковы свойства артистического дарования Нильсена". Тогда же, впрочем, указывали и на ограниченные виртуозные возможности лауреата, некоторую одноплановость его игры. И подобная характеристика со всеми "за" и "против", сохранила свою силу в будущем. Так, рецензируя одно из предвоенных выступлений пианиста, Л. Баренбойм пишет: "Мягкая дифференцированная звучность, умелое пользование звуковыми пропорциями, любовное и бережное отношение к каждой детали музыкальной ткани, тонкая волнообразная динамика и пластичная ритмика в кантилене - таковы характерные черты искусства Нильсена". В дальнейшем, однако, рецензент добавляет: "...мы вправе были ожидать от талантливого пианиста обогащения его художественной палитры, преодоления односторонности его исполнительского творчества. Нильсен преувеличенно подчеркивает одну сторону музыкального образа. Он всюду смягчает углы, снимает резкости, все играет напевно, все несколько приглаживает, всюду привносит мечтательность и улыбку".

Соответственно всему этому складывался и репертуар артиста. Он уверенно чувствует себя в специфической сфере лирической образности. Нильсен играет Бетховена и Листа, Моцарта и Шумана, Мусоргского и Прокофьева. Однако лучшие его достижения связаны с шопеновской музыкой, с некоторыми поэтическими страницами творчества Шуберта. Характерно, что после долгого перерыва выступив в Москве (1972), он предпочел составить программу из произведений Шопена. И вновь москвичи встретились с пианистом-лириком, в игре которого, по словам Л. Живова, подкупают простота и безыскусность выражения. Педагогическая деятельность музыканта с 1935 года связана с Ленинградской консерваторией (в 1951 году он получил звание профессора); лишь во время войны Нильсен преподавал в Московской и Саратовской консерваториях.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!