Светлана НАВАСАРДЯН

НАВАСАРДЯН Светлана Оганесовна (р. 29.Х 1946)

засл. арт. Армянской ССР (1977), премия Ленинского комсомола Армении (1970)

Многие рецензенты как характерный признак исполнительского облика Светланы Навасардян отмечают ее сосредоточенность, определенную объективность в подходе к музыкальному материалу, эпический склад интерпретаций, даже когда речь идет об образцах романтической фортепианной литературы, например, "Крейслериане" Шумана. Может быть, в такого рода уравновешенности, объективности кроется причина ее на редкость успешного и стабильного конкурсного пути? Судите сами: Шумановский конкурс 1966 года в Цвиккау - вторая премия; Баховский в Лейпциге (1968) -четвертая премия; имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1972) - пятая премия; наконец. Международный конкурс в Сиднее в 1977 - вторая премия. Если прибегнуть к шахматной аналогии, то сумма подобных успехов наверняка должна принести гроссмейстерское звание...

Обратим внимание, что сама подготовка к тематическим по своему характеру конкурсам в Цвиккау и Лейпциге, а также к всеохватному по программе брюссельскому соревнованию предопределяет широкую репертуарную вооруженность пианиста. Так оно и есть у Светланы Навасардян. Один только перечень исполняемых ею фортепианных концертов производит внушительное впечатление: четыре концерта Баха, три - Моцарта, концерты Шумана, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича; прибавим к этому многие клавирные сочинения Баха, сонаты Моцарта, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева, развернутые произведения Мендельсона, Шумана, пьесы Листа, Брамса, Дебюсси, Прокофьева, Хиндемита, Шостаковича... Многое из этого арсенала накоплено пианисткой еще в студенческие годы: сперва она занималась в ереванской консерватории у В. В. Умршата, а в 1971 году окончила Московскую консерваторию по классу Я. И. Зака (у него же к 1973 году Навасардян прошла курс ассистентуры-стажировки).

Итак, репертуарный диапазон пианистки весьма широк. Однако, по наблюдениям критиков, ее основные художественные интересы сосредоточены на музыке Баха, Бетховена и Шумана. (Что касается Шумана, то она играет его фортепианный концерт, "Карнавал", "Крейслериану", "Симфонические этюды", не говоря уже о мелких пьесах). Показательно, что сочинения именно этих композиторов составили программу первого самостоятельного клавирабенда артистки в Москве в сезоне 1975/76 года. В "Советской музыке" Д. Александров писал: "...поначалу казалось, что перед нами пианистка с хорошо поставленной техникой, безотказной артистической выдержкой, но не более того. Однако по мере вникания в образный контекст исполнения все более стала открываться художественная перспектива ее игры, для которой характерны светотени тембровых контрастов, гибкая, отточенная пластика движений, прекрасная педализация... Отличное чувство стиля, живые изменения эмоционального тонуса - все это сообщило трактовке обаяние, цельность". Положительный отзыв заслужило дебютное выступление артистки и в журнале "Музыкальная жизнь", где И. Чапаева отмечала: "В творческой манере пианистки привлекают искренность высказывания и эмоциональная уравновешенность, гармоничный охват монументальной формы каждого цикла и строгая осмысленность деталей. Она отлично владеет различными фортепианными красками, однако особенно удаются ей "тихие" эпизоды. Ей вообще свойственно вдумчивое, сосредоточенное отношение к музыкальному тексту. Именно в сдержанной романтичности, если так можно выразиться, заключена особая привлекательность ее исполнительского облика".

Работая в Ереванской консерватории (сейчас уже в звании профессора), Светлана Навасардян концертирует по стране и за рубежом, систематически включает в свои гастрольные программы произведения армянских композиторов. В ее исполнении впечатляюще звучат и "Танцы" Комитаса, и различные пьесы А. Хачатуряна, и "Шесть картин" А. Бабаджаняна, и "Концертные инвенции" для фортепиано с оркестром Г. Овунца.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!