Артур МОРЕЙРА-ЛИМА

МОРЕЙРА-ЛИМА Артур (р. 16. VII 1940)

На протяжении полутора десятилетий бразильский пианист был, можно сказать, непременным участником крупных международных конкурсов. Одно время казалось, что выступления в соревнованиях стали для него самоцелью, своего рода неотъемлемой частью регулярной концертной деятельности, которую Морейра-Лима начал довольно рано. Конечно, на самом деле это было не совсем так: одаренный и настойчивый артист просто проверял на конкурсной эстраде свои достижения на том или ином этапе совершенствования.

Впервые Морейра-Лима принял участие в музыкальном состязании еще совсем мальчиком, занимаясь в родном городе Рио-де-Жанейро под руководством профессора Л. Бранко. В 1949 году он стал победителем конкурса пианистов, проводившегося Бразильским симфоническим оркестром, и получил право выступить с этим коллективом. Следующая победа пришла к нему спустя семь лет - на конкурсе, объявленном Министерством просвещения Бразилии. Но вот в дальнейшем, как ни совершенствовался молодой музыкант, ему ни разу не удалось добиться высшей награды ни на одном из многочисленных международных конкурсов. Дважды он выходил на старт соревнования пианистов в Рио-де-Жанейро и оба раза занимал третье место - в 1957 и 1962 годах; в Варшаве в 1965 году он был вторым, уступив лишь Марте Аргерих; коллекция лауреатских медалей пополнялась в Монреале (1968), Лидсе (1969).

К этому времени у него за плечами были уже и отличная школа и большой опыт. В 1960- 1963 годах он обучался в Париже под руководством М. Лонг и Ж. Дойена, а затем, по рекомендации советских музыкантов Я. Зака и Л. Оборина, высоко ценивших его дарование, поступил в Московскую консерваторию, в класс Р. Керера. И вот, проучившись здесь пять лет, став зрелым виртуозом, Морейра-Лима предпринял свою последнюю попытку, выступив на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. И снова, в который раз, занял почетную, но лишь третью ступень конкурсной лестницы. Впрочем, репутация бразильского пианиста была уже достаточно высока; начиная с середины 60-х годов он много концертировал и на родине, и в СССР, и в других странах Европы. Так что субъективная неудача все же была расценена как объективный успех, закрепивший его право на концертную эстраду.

Право это бразильский пианист использует весьма активно. Частые приезды Морейра-Лима в нашу страну дают советским слушателям возможность следить за тем, как крепнет и мужает его дарование. Артиста отличают широкий репертуар; тонкая музыкальность и взыскательный вкус, ровная и уверенная (хотя и лишенная отпечатка яркой индивидуальности) игра. Интерпретации его всегда логичны, продуманны, он отлично чувствует стиль произведения, архитектонику. Это проявляется в самых различных по характеру сочинениях. К числу исполнительских удач артиста критика относит Вторую сонату Прокофьева, Сонату фа минор (соч. 5) Брамса, "Картинки с выставки". Мусоргского, многие миниатюры Шопена. За последние годы артист довольно много записывается. В частности, обратили на себя внимание его шопеновская пластинка, записи сочинений Рахманинова, Листа. Значительную ценность представляет и выпущенная фирмой "Мелодия" пластинка, на которой Морейра-Лима в сопровождении оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением В. Федосеева записал Первый концерт своего соотечественника - классика бразильской музыки Э. Вила-Лобоса.

Помимо классической, Морейра-Лима также любит играть и популярную музыку.

В последние годы Артур Морейра-Лима ездит по Бразилии на грузовике и играет концерты в таких местах, куда другие пианисты вряд ли когда-либо доберутся, ввиду малой доступности этих мест для путешествующих.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!