МОЛДОВА Милена (р. 19. II 1940)

Среди участников Первого международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве болгарская пианистка оказалась самой молодой, но вовсе не самой неопытной. Биография молодой артистки была коротка, но насыщена событиями. Учиться игре на рояле она начала уже в пять лет в городе Шумен у преподавательницы П. Жековой, два года спустя стала ученицей Димитра Ненова, а с 1948 года занималась под руководством опытной пианистки Панки Пелишек. Ее талант привлекал всеобщее внимание с того дня, когда 6-летняя девочка впервые выступила перед публикой. В 1949 году ей вручили первую награду - за победу в Общеболгарском соревновании детей и юношества. Жюри вынесло специальное решение, которое гласило: "Она обладает солидной техникой и проявляет удивительные для такого возраста творчески-исполнительские данные. В ее исполнении ощущается непосредственность врожденного артистического обаяния, ощущение стиля и захватывающая музыкальность". В 1953 году Молдова впервые выступила с оркестром Софийской государственной филармонии, исполнив Третий концерт Бетховена; дирижировал маститый Саша Попов. Год спустя 14-летняя девочка была принята в консерваторию - вопреки всем нормам и правилам - и таким образом получала одновременно среднее и высшее образование. И наконец, непосредственно перед московским соревнованием она попробовала себя на международной арене и получила первую премию на конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а затем диплом конкурса имени Виотти в итальянском городе Верчелли.

В Москве Молдова по заслугам стала одной из любимиц публики, оценившей неподдельную искренность и незаурядное мастерство болгарской артистки, удостоенной пятой премии. Эта награда открыла ей путь на концертную эстраду. Но Молдова, прежде чем начать артистическую деятельность, закрепила свой успех, завоевав лауреатские звания на конкурсах имени М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1959, третья премия), в Мюнхене (1962, третья премия). Огромную пользу принесло ей совершенствование в Москве под руководством Эмиля Гилельса (1960-1961). Свою конкурсную карьеру артистка завершила в 1969 году, удачно выступив на большом конкурсе имени Бетховена в Вене (четвертая премия).

Ныне концертный стаж Молдовой насчитывает уже около трех десятилетий. Интенсивность ее гастрольных путешествий не очень высока: артистка много времени отдает педагогической работе в Софийской консерватории, играет в камерных ансамблях (со скрипачкой Д. Шнейдерман, с Квартетом Аврамова и другими коллективами). Тем не менее с ее искусством хорошо знакомы слушатели многих европейских стран, а также Японии. Несколько раз Молдова гастролировала и в наших концертных залах.

С годами искусство лауреатки московского конкурса приобрело черты зрелости, гармоничной сбалансированности, но не утратило свежести восприятия и передачи музыки, подкупающей непосредственности. Ее репертуар на редкость обширен и разнообразен. Он включает около 30 концертов с оркестром, как классических, так и современных - Прокофьева, Барбера, Владигерова и Димитра Христова. Значительным событием музыкальной жизни Болгарии стало исполнение ею всех пяти концертов Бетховена, к числу ее несомненных удач критика относит интерпретацию Первого концерта Чайковского и Третьего Владигерова. А в сезоне 1987/88 года артистка с успехом дала цикл концертов, в которых прозвучали все сонаты Бетховена.

В музыке русского композитора она, по мнению рецензента газеты "Народна култура", "преодолевает традиционно-виртуозную трактовку и выдвигает на первый план мелодическое богатство, поэтичность и многообразие настроений". А в произведении своего соотечественника, как пишет журнал "Болгарска музика", Молдова "добивается редкого благородства выразительности и поэтического осмысления фольклорного материала". Выступая с сольными концертами, артистка охотно предлагает вниманию слушателей монографические программы, посвященные музыке Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса; Шопена, настойчиво пропагандирует творчество своих соотечественников. Оценивая вклад пианистки в музыкальную культуру своей страны, болгарский критик Н. Кулаксозова подчеркивала: "Поиск собственного пути, собственного языка в искусстве является главной целью для всякого артиста. Милена Молдова уже достигла этого благодаря ярким качествам музыканта и инструменталиста - стилистической чуткости, равновесию эмоционального и интеллектуального начала, умению охватить архитектонику целого и выявить детали, богатой звуковой палитре, здоровой технике, большому динамическому диапазону и умело регулируемому ритму".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.



При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!